2277

Невесёлая карусель

Кто проверяет безопасность аттракционов и прочих детских развлечений в городских парках и ТРЦ? Больше недели корреспонденты газеты “Время” пытались найти в акимате Алматы ответственных - и не нашли. Раньше порывы чиновников стопорил мораторий. Что мешает теперь?

Невесёлая карусель

Упал, очнулся - гипс

Настало лето, и дети наверняка попросят вас сводить их в парк развлечений. Там горки, батуты, карусели кружатся, манят огнями и… скрипят, волнуя родительское сердце. Безопасны ли они?

Юрист Халида АЖИГУЛОВА поделилась своей историей. Начало летних каникул алматинка вместе со своими детьми решила отметить в ресторане “Нават”. Выбрала этот общепит из-за игровой комнаты. Пока ждали заказ, малыши рванули веселиться. Сынишка прыгнул в сухой бассейн и закричал от боли. Оказалось, что пластиковыми шарами, в которых так любят резвиться малыши, он заполнен лишь на четверть. Остальные шары сотрудники заведения унесли мыть, но ни закрыть игровую зону, ни предупредить посетителей об этом не удосужились. Как результат - перелом, гипс.

- Администрация ресторана сначала приняла оборонительную позицию: отказывалась представлять видеозаписи с инцидентом нам, а юрист организации сразу же сообщил, что они не будут полностью возмещать все расходы на лечение и реабилитацию ребёнка, - рассказывает Халида Ажигулова. - Пришлось написать заявление в полицию по ст. 425 КоАП (Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов), чтобы изъять видеозаписи и сохранить доказательства вины администрации ресторана для последующего гражданского иска о возмещении морального вреда и материального ущерба. Только увидев, что мы настроены решительно, администрация ресторана пошла на диалог и согласилась возместить ущерб здоровью ребенка в полном объеме. 

Работа по административному делу до сих пор продолжается: маме пострадавшего малыша пришлось провести собственное расследование, чтобы выяснить, кто должен осуществлять контроль и надзор над тем, чтобы оборудование детских игровых центров в ресторанах было исправным и правильно эксплуатировалось. По закону – это должен делать акимат.

Родители шестилетнего Абдурахмана Б. осенью 2023 года едва не потеряли сына в детском парке Avataria. Мальчик упал с шестиметровой высоты в шахту, расположенную под батутом. Получил сотрясение мозга, сломал пальцы на обеих ногах, месяц провел в инвалидном кресле. Родители обратились в суд и настаивали, чтобы игровой центр закрыли на время разбирательств. Не добились. Предприниматели ответили, что уволили сотрудников, отвечавших за безопасность, готовы выплатить компенсацию. И добавили в правила поведения в парке (которые, будем честны, мало кто читает!) хитрый пунк­тик о том, что за безопасность детей отвечают в первую очередь родители.

Прошлым летом в Петропавловске на аттракционе “Гусеница” неисправной оказалась система торможения, пострадали дети. В Шымкенте люди зависли в воздухе на высоте 30 метров на полчаса - механизм, поднимающий кабинки, а потом раскручивающий их, вышел из строя. В июле 2022 года в Атырау на карусели оборвалось крепление сидений, дети рухнули вниз. Там, к счастью, никто не погиб. А вот в мае 2021-го в Шымкенте 17-летний парень сорвался с карусели и скончался, не дождавшись приезда скорой. В 2020-м в Алматы ребенок упал с пятиметровой высоты на аттракционе “Катапульта”. Сломал руки и ноги.

В семейный альбом и для суда

Но если с крупными объектами детских развлечений еще можно как-то совладать, хотя бы через суд, то мелкое предпринимательство вообще узды не знает, возмущаются в Национальной лиге потребителей.

- Этот вид деятельности не лицензируется и не регламентируется. Отсюда и проблемы. В прошлом году было около 50 обращений к нам по Алматы: то батут был недостаточно надут и ребенок сломал руку, ногу, разбил голову, то объект унесло ветром вместе с детьми, - рассказывает президент РОО “Нацио­нальная лига потребителей” Светлана РОМАНОВСКАЯ. - Тут палка о двух концах. С одной стороны, упущение самих же потребителей (ну видят же родители, что батут грязный, плохо закреплен!), с другой - предприниматели встают в позу: мол, сами посетители нарушили технику безопасности.

Раньше, отмечает эксперт, было сложно доказать, что ты вообще был на этом аттракционе, а так как батутами и тарзанками заведуют ипэшники - ни чеков, ни кассы.

- Однако удалось добиться, чтобы фото и видео были в суде доказательством анти­санитарии или состояния объекта, угрожающего жизни и здоровью. Все можно доказать и привлечь владельца к ответственности. Это статья 18 закона “О защите прав потребителей”, - продолжает Светлана Романовская.

Она советует родителям: требуйте чек, не подписывайте бумаги, что не имеете претензий к парку в случае ЧП. И помните: если сбежал арендатор, ответственность должен нести владелец земли - арендодатель. Он обязан проверить документы и сертификаты безопасности тех, кого пускает работать на своей территории.

А проверять нас будет… дворник

В телефонной беседе представители парков заверяли нас, что за безопас­ностью следят весьма жестко. Сообщили, что есть в штате квалифицированные специалисты, они и проверяют техническую исправность всех механизмов. Однако официального комментария для прессы так и не дали. И проверяющих не сдали - вообще проигнорировали вопрос о контроле со стороны акимата.

Кстати, по техрегламенту ЕАЭС (оцените всю серьезность вопроса!) обязательны ежедневные проверки технического состояния аттракционов, профилактика и дефектоскопическое обследование. Обязателен стенд у входа с правилами и ограничениями, ростомеры и даже весы! А еще сигнализация для пользователей на случай сбоя в работе механизма.

К слову, раньше добро на монтаж и эксплуатацию аттракционов повышенного класса опасности давали специалисты МЧС. Но в ведомстве открестились: это не опасные промышленные объекты, тут вопрос в соблюдении стандартов, а это вотчина чиновников на местах. Однако в пресс-службе алматинского департамента по ЧС отметили, что они давно пытаются побудить сотрудников горакимата озадачиться этой проблемой. Так, с июля 2021 года (именно тогда вступил в силу национальный стандарт, предписывающий акиматам ставить каждый действующий аттракцион на учет и проводить техническую проверку) они просили горадминистрацию определить орган, уполномоченный контролировать безопасность в этой сфере. И, учитывая, что стандарт - документ добровольного применения, на местном уровне составить список обязательных к исполнению требований. Решить нужно было и вопрос с владельцами объектов, чтобы при выявлении нарушений они добровольно приостанавливали работу опас­ных аттракционов. А еще найти аккредитованные лаборатории, выдающие сертификат на экс­плуатацию: их на тот момент на весь Казахстан было всего три. На этом фоне пунктик о том, что владелец аттракциона сам выбирает, какие специалисты войдут в проверяющую комиссию, просто теряется.

Стандарт как бы есть, но его ещё нет

Спустя три года воз и ныне там! Мы обратились в акимат с конкретными вопросами: на какое управление возложена функция проверки всех аттракционов и игровых зон, где дети могут потенциально пострадать? какие специалисты входят в эту комиссию и на основании чего дают заключение? понимают ли они, что проверяют, или просто подмахивают уже готовый бланк от бизнесмена? какие меры принимают в отношении тех, чьи механизмы неисправны? требуют ли от них ограничить посещение до устранения поломок?

В пресс-службе городской администрации на наш запрос привычно развели руками: нет соответствующего регламента. Следовательно, и проверок никаких. То ли и правда не знали, то ли намеренно умолчали, что соответствующий регламент есть у нас даже на уровне ЕАЭС! Он вступил в силу в апреле 2018 года.

Учтено все: стационарные аттракционы, в том числе башни свободного падения, колеса обозрения, механизированные кресла кинотеатров, автодромы и картинги, надувные горки и батуты, тиры, тарзанки, а также водные спуски и трамп­лины. Не распространяется этот регламент разве что на оборудование для детских игровых площадок и на аттракционы с низкой степенью риска (RB-4, когда биомеханический риск травмироваться ничтожен).

Более того, в январе прошлого года вступили в силу утверж­денные совместным приказом Министерства торговли и интеграции и Министерства национальной экономики Казах­стана критерии оценки степени рисков и проверочные листы в сфере технического регулирования. Одно из важных нововведений - чтобы аттракционы и детские игровые площадки соответствовали требованиям безопасности техрегламентов не только на момент их ввоза в страну и монтажа, но и в период эксплуатации. Государственный (!) контроль за этим должны осуществлять местные исполнительные органы. Акимат должен взять на учет каждый действующий аттракцион, располагать данными об их исправности. Но, учитывая, что наш запрос поставил в тупик представителей горадминистрации, можно сделать вывод, что и проверок от властей за все это время не было никаких.

Интересно, в других городах Казахстана такая же ситуация?

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Если вы привели детей в парк развлечений, в каком случае вы сможете отказаться от посещения и уйти?

- Если цены высокие.

- Если аттракционы выглядят “убитыми”.

- Если персонал ведет себя по-хамски.

- Если нужно дать расписку, что вся ответственность ложится на посетителя.

- Раз уж пришли, как я могу отказать детям?

Проголосовать можно на сайте газеты “Время”

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Какой путь борьбы с бедностью вы бы предложили правительству?

- Пустить Нацфонд на социальные нужды - 4%

- Повысить налоги - 2%

- Ввести режим строгой бюджетной экономии - 20%

- Отменить все субсидии, отпустить цены, а эти деньги направить на повышение пособий, пенсий, зарплат - 13%

- Расстреливать за хищения государственных денег и коррупцию - 61%

Поделиться
Класснуть