2149

В поисках друзей

Зачем к нам приезжал Эмманюэль Макрон

В поисках друзей

Президент Франции признал, что на Казахстан оказывается давление со всех сторон и республика всеми силами старается не быть покорным “вассалом”. Такое заявление прозвучало в среду в Акорде, куда французский лидер прибыл впервые с официальным визитом. Но только не это было в фокусе казахстанских и зарубежных СМИ, всех интересовал вопрос: обсудит ли Макрон участие своей страны в возможном строительстве у нас первой АЭС?

В день прибытия Эмманюэля Макрона в Астане было дождливо и слякотно. Журналистов запустили в Акорду за два часа до прибытия Макрона. А министры здесь появились еще раньше. Скамеек и стульев в главном холле президентской резиденции не ставят, поэтому члены правительства вынуждены все это время ждать стоя. Близко к журналистам чиновники не приближались, а стояли кучкой в стороне. А когда ноги совсем затекали, они незаметно прыгали то на одной, то на другой ноге, вращали бедрами и поднимались на носочки. К слову, у СМИ есть возможность посидеть в пресс-зале с мягкими креслами.

- Шерше ля фам, - выдал кто-то из министров голосом, как у министра промышленности Каната ШАРЛАПАЕВА.

- Бонжур, - добавил как будто министр нацэкономики Алибек КУАНТЫРОВ.

Кому точно принадлежали эти фразы, разобрать было сложно, ведь министры сбились в тесную массу. Кажется, они репетировали речь перед встречей с Макроном. На этом их запас французских слов исчерпался.

Зарубежные журналисты смогли вытянуть на разговор министра энергетики Алмасадама САТКАЛИЕВА. Он не только улыбался и отвечал на вопросы, но и пачками раздавал свои визитки.

- Нам бы тоже такие визитки, - буркнула представитель отечественной прессы.

Но Саткалиев только пожал плечами. Тогда наши журналисты взяли его в кольцо и вынудили ответить, какую выгоду получит Казахстан от визита Макрона.

- Что касается визита французской делегации, то по линии Министерства энергетики большой блок вопросов. Первое - это соглашение с Total Energy о строительстве ветропарка мощностью 1 ГВт с устройствами хранения электроэнергии. Кроме того, будет обсуждаться наше сотрудничество с Electricite de France. В настоящее время они завершают сделку по приобретению активов General Electric, связанных с производством турбин для атомных электростанций. Компания имеет уникальный опыт работы в этой области. Во Франции они эксплуатируют более 50 реакторов. За рубежом тоже строят. Electricite de France вошла в шорт-лист компаний, которые могут являться потенциальными строителями АЭС в Казахстане. Если французская сторона выступит с инициативой о переговорах, мы готовы их вести, - сказал министр и вернулся в свой строй.

Эмманюэль Макрон не вошел, а впорх­нул в Акорду легкой пружинистой походкой. Он крепко пожал руку нашим министрам и задержался у мажилисвумен Айгуль КУСПАН, которая тоже представляла нашу делегацию.

- Я на французском языке сказала “добро пожаловать в Казахстан!”. Он удивился. Президент в это время сказал, что я говорю по-французски хорошо. Мак­рон спросил: “Вы учились во Франции?” Я сказала: “Училась там же, где вы”. Президент окончил Национальную школу администрации Франции, это кузница кадров. Я тоже ее окончила, но раньше его намного. Он проявил интерес, - не скрывая удовольствия прокомментировала депутат. - Я читала про него, что он умеет очень внимательно слушать людей. Видела, что, когда он знакомился с членами нашей делегации, его лицо выражало огромный интерес. Это талант в политике!

По ее словам, остальные министры поздоровались на английском. Никто не произнес “бонжур”.

Переговоры президентов по традиции прошли в узком и расширенном форматах без СМИ. А затем оба лидера выступили с официальным заявлением.

- Хочу поблагодарить за очень конструктивную дискуссию тет-а-тет. Сотрудничество между Казахстаном и Францией динамично развивается, вместе с тем необходимо придать ему дополнительный импульс! Поэтому можно назвать ваш визит историческим. Мы верим в наше стратегическое партнерство с Францией. После наших недавних дискуссий мы определили несколько приоритетных областей для будущего взаимодействия, включая энергетику, критическое сырье, возобновляемые источники энергии, транзит, сельское хозяйство, здравоохранение, - отметил Касым-Жомарт Токаев, обращаясь к коллеге.

Он напомнил, что в этом году исполнилось 15 лет со дня подписания соглашения о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Францией. Токаев добавил, что обменялся с Макроном мнением по региональной и глобальной повестке. Подробнее об этом речь завел уже французский лидер. Но вначале он от имени всех французов выразил соболезнование в связи с гибелью горняков на шахте в Карагандинской области.

- Я ни в коем случае не недооцениваю того давления, которое может на Казахстан оказываться различными факторами. Франция высоко ценит нашу дружбу. Мы идем по пути дружбы для укрепления наших отношений. Ваша страна отказывается быть вассалом каких бы ни было держав, а хочет поддерживать уравновешенные отношения с различными странами, для того чтобы служить вашему народу. Такая стратегия близка Франции. Мы также любим выбирать наших друзей, мы их уважаем. В продолжительной перспективе, когда мы им нужны, мы на их стороне и уважаем их независимость, - подчеркнул Эмманюэль Макрон.

Президент Франции добавил, что друзей с такой философской позицией особенно важно иметь, когда есть державы, которые хотели бы “стать гегемонами”.

- Полномасштабная война в Украине бросила большой вызов логистическим цепям поставок, и я приветствую в этом отношении вашу решимость и желание развивать, продвигать срединный Транскаспийский коридор. Это соответствует нашим намерениям. Мы надеемся, что это найдет поддержку в регионе, - отметил Макрон.

Лидер Франции сообщил о запуске казахстанско-французского университета с сентября 2024 года и о подписанном соглашении между правительствами о преподавании французского языка в наших средних учебных заведениях. По словам Макрона, Париж готов приложить для этого все усилия.

Его дополнил в кулуарах министр высшего образования и науки Саясат НУРБЕК

Он рассказал о договоренностях с Парижем расширить стипендиальную программу мобильности “Абай - Верн”. По ней ежегодно могут учиться во Франции 30 казахстанских магистрантов и пять докторантов. Но две страны договорились в этой программе увеличить количество стипендий на 10 и сумму стипендии наших магистрантов и докторантов с 1200 до 1500 евро. Кроме того, решено 13 лучших французских университетов включить в программу “Болашак”.

Многие эксперты и СМИ, включая зарубежные, указывали на то, что Макрон приехал в Астану прежде всего обсудить и даже застолбить участие Франции в строительстве первой у нас АЭС. Но на официальном уровне президенты об этом не сказали ни слова. Газете “Время” эту версию прокомментировал замминистра иностранных дел Казах­стана Роман ВАСИЛЕНКО:

- Я такие заголовки в СМИ не видел. Нет-нет, со строительством переговоры не связаны, вы же знаете, что у нас вопрос о строительстве АЭС будет решать народ Казахстана на референдуме, срок которого будет объявлен позже. Речь в рамках визита идет только о сотрудничестве Казахстана и Франции в области атомной энергетики, в области поставок урана. Казахстан уже сейчас поставляет Франции 50 процентов потребности Франции в уране, а во Франции действуют 56 реакторов, и там на атомную энергетику приходится 80 процентов.

С Макроном в Астану приехали представители 60 французских компаний, которые вечером приняли участие в казахстанско-французском бизнес-форуме. А у самого Макрона была запланирована лекция перед студентами КазГЮУ. Он сказал, что ждет этой встречи с предвкушением.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть