6744

Послание-2023: Ключевые задачи, решительные меры

Совместить политические реформы с глубокими и всесторонними социально-экономическими преобразованиями - такую задачу поставил перед госаппаратом президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ, выступая с посланием народу в день открытия очередной сессии парламента

Послание-2023: Ключевые задачи, решительные меры

- Удвоить ВВП, доведя его до 450 млрд долларов к 2029 году.

- Предоставить правительству полную самостоятельность в принятии необходимых экономических решений.

- Обеспечить ежегодный рост кредитования реального сектора экономики на уровне 20 процентов.

- Построить 20 новых водохранилищ.

- Реконструировать более 4000 километров автодорог.

- Довести экспорт IT-услуг до 1 млрд долларов к 2026 году.

- Стать одним из ведущих агропромышленных центров Евразийского континента.

- Провести общенациональный референдум по вопросу строительства АЭС.

- Предоставить районным акимам право самостоятельно формировать бюджет.

- Повысить с 1 января 2024 года размер минимальной зарплаты до 85 000 тенге.

Срок - три года

Итоги года, прошедшего с прошлого послания, глава государства оценил со сдержанным оптимизмом, отметив, что, несмотря на сложную геополитическую ситуацию, наша страна сохраняет положительную динамику по всем ключевым показателям экономического развития. В частности, ВВП составил 104 трлн тенге, привлечены рекордные 28 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, а внешние резервы вплотную приблизились к сумме 100 млрд долларов.

- Новая парадигма экономического развития Казахстана будет основана на эффективном использовании наших конкурентных преимуществ, а также на раскрытии потенциала всех ключевых факторов производства - труда, капитала, ресурсов и технологий, - заявил Токаев. - В рамках новой экономической политики мы отойдем от практики постановки долгосрочных эфемерных целей. Все задачи, изложенные в данном послании, должны быть решены за три года, по наиболее сложным будут определены другие конкретные сроки.

Промышленный каркас

Президент убежден, что самая важная задача на текущем этапе - это формирование прочного промышленного каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности. Поэтому основной упор предстоит сделать на ускоренное развитие обрабатывающего сектора. А именно на такие направления, как глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Именно там нужно создать кластеры высокого передела.

Это позволит перейти к качественно другой модели развития - по словам Токаева, государство совместно с крупными предприятиями должно “замкнуть” производственный цикл в стране. Для этого потребуется применить как регулирующие, так и стимулирующие механизмы.

- В прошлом году я поручил внедрить качественно новую систему государственных закупок, чтобы устранить проблемы текущей системы: длительные сроки, бесконечные обжалования, недостаточная прозрачность, - напомнил он. - Правительством подготовлен новый закон. Он должен способствовать рациональному и подотчетному использованию бюджетных средств. С другой стороны, новая система должна обеспечивать дальнейшую поддержку отечественного предпринимательства и, самое главное, оперативно решать насущные проблемы с помощью бюджетного финансирования.

Он отметил, что сейчас на протекционистскую промышленную политику перешли даже развитые государства. В Казахстане же, по классификации ВТО, уровень защиты внутреннего рынка считается низким, применяется всего 128 нетарифных мер. Нужны новые подходы в торговой политике, поскольку государство обязано защищать отечественных производителей.

Отдельного внимания требует геологоразведка. В 2018 году в целях восполнения минерально-сырьевой базы было принято новое законодательство по управлению горнорудным сектором. Однако, как резюмировал президент, оно не заработало в полной мере, и в нашей богатой ресурсами стране долгое время не было значимых геологических открытий. Ситуацию нужно срочно менять.

Для привлечения в сектор крупных частных инвестиций необходимы гибкие регуляторные и фискальные условия, считает глава государства. Поэтому, по его мнению, следует обеспечить приоритетное право на недропользование инвесторам, осуществляющим геологическое изучение за счет своих средств, а также вдвое сократить сроки и процедуры согласования проектов путем внедрения комплексной госэкспертизы и полной цифровизации процесса.

Одной из приоритетных задач должно стать освоение залежей редких и редкоземельных металлов, по сути превратившихся в “новую нефть”. Страны, которые смогут реализовать свой потенциал в этой сфере, будут определять вектор технологического прогресса всего мира.

- С целью поддержки обрабатывающей промышленности следует освободить иностранных и отечественных инвесторов от уплаты налогов и других обязательных платежей на первые три года, - полагает Токаев. - Это принципиальный момент, который должен придать серьезный импульс именно обрабатывающей индустрии.

Аграрный сектор

Глава государства подчеркнул, что критически важно добиться реального прорыва в АПК. Вокруг Казахстана огромные рынки сбыта, которые нуждаются в качественных продуктах питания. Стратегическая цель нашей страны - стать одним из ведущих аграрных центров Евразийского континента. Стоит задача в течение трех лет увеличить долю переработанной продукции в агропром­комплексе до 70 процентов. Это потребует пересмотра налоговой политики, которая должна стимулировать именно переработку.

Чтобы удержать собственные рынки и нарастить экспорт, нужно иметь предприятия, способные обеспечить масштабы, качество и регулярность поставок, заметил президент. Поэтому необходимо стимулировать укрупнение отечественных агрофирм, а также на взаимовыгодных условиях активно привлекать транснациональные корпорации.

- Для развития села принципиально важна поддержка малых хозяйств, - сказал Токаев. - Программа “Ауыл аманаты” доказала свою востребованность. Следующим этапом ее развития должна стать не просто выдача льготных кредитов, но и стимулирование кооперации личных подсобных хозяйств.

Современное сельское хозяйство, напомнил он, это высокотехнологичная отрасль. Земля и климат уже не являются определяющим фактором успеха аграриев, на первый план вышли инновационные решения. Поэтому следует принять меры по развитию агронауки и ее практическому применению. Национальный аграрный научно-образовательный центр предстоит трансформировать в вертикально интегрированный агротехнологический хаб.

Важно решить и проблему избыточного ценового регулирования, которая серьезно тормозит развитие АПК. По мнению президента, более активную стабилизирующую роль должна играть “Продовольственная контрактная корпорация”. При необходимости она будет осуществлять интервенции, тем самым сдерживая рост цен. Эта корпорация должна содействовать частному рынку в создании полноценной сети производства, хранения и сбыта сельхозпродукции.

Энергетика и ресурсы

Требует решения и вопрос энергетической безопасности. В этой сфере, насколько это возможно, следует опираться на собственные ресурсы. В ближайшие пять лет будут введены новые энергетические мощности объемом как минимум 14 гигаватт. Вместе с тем продолжится реализация проектов возобновляемой энергетики.

При этом предстоит перезагрузить тарифную политику, внедрить новые методы тарифообразования, повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Для всех субъектов естественных монополий следует ввести адекватные рыночные тарифы на срок 5-7 лет. Как считает глава государства, гарантированный долгосрочный тариф позволит планировать инвестиции, выступит “твердым” залогом при привлечении кредитных средств. При этом должна быть значительно повышена ответственность монополистов. Будут внедрены цифровые инструменты контроля, расширен доступ граждан к информации по исполнению тарифных смет и инвестиционных программ.

- Предстоит поэтапно внедрить четкие нормативные требования по энергоэффективности и ресурсосбережению в целом, - отметил президент. - Задача - к 2029 году снизить ключевые показатели энергопотребления и энергоемкости минимум на 15 процентов.

Он отметил, что все более актуальным для ведущих экономик становится привлечение “зеленых” финансов - за прошедшие 7 лет в мире свыше 2,5 трлн долларов направлено на “зеленые” облигации. Основной площадкой для привлечения “зеленого” фондирования в нашем регионе должен стать международный финансовый центр “Астана” (МФЦА).

К АЭС - через референдум

Высказался Токаев и по острому вопросу строительства в республике атомной электростанции:

- С одной стороны, Казахстану как крупнейшему производителю урана в мире надлежит иметь собственную атомную генерацию. Некоторые специалисты высказываются за строительство станций с малыми реакторами. С другой - у многих граждан и ряда экспертов есть опасения касательно безопасности атомных станций. И это понятно, учитывая трагическое наследие Семипалатинского ядерного полигона. Нужно продолжить общественные слушания и всестороннее широкое обсуждение по данному вопросу.

В 2019 году в своей предвыборной платформе я обещал, что по наиболее важным стратегическим проблемам решения будут приниматься посредством референдумов. Строительство или отказ от возведения АЭС - крайне важный вопрос, касающийся будущего нашей страны. Поэтому предлагаю вынести его на общенациональный референдум.

Водный вопрос

По данным президента, с учетом тенденции роста населения и экономики к 2040 году дефицит воды в Казахстане может достичь 12-15 млрд кубометров. Наша страна зависит от ресурсов транс­граничных водных источников, а у нас отсутствует культура ответственного водопотребления.

Потери в сельском хозяйстве, ключевом потребителе воды, в отдельных регионах достигают 40 процентов. Фактический износ водохозобъектов превышает 60 процентов. Следует ускорить внедрение передовых водосберегающих технологий как минимум до 150 тысяч гектаров в год. Кроме того, нужно построить 20 новых и реконструировать как минимум 15 действующих водохранилищ, модернизировать и оцифровать не менее 3500 километров каналов.

- Считаю, что эффективным развитием водохозяйственной системы должно заниматься самостоятельное ведомство, - подчеркнул Токаев. - В этой связи будет образовано Министерство водных ресурсов и ирригации. В рамках министерства будет воссоздана национальная гидрогеологическая служба. Реформированию подвергнется вся система управления водным хозяйством страны, включая ключевые компании “Казводхоз”, “Нуринский групповой водопровод” и другие.

Транспорт и логистика

Эта отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны. Доля транспортно-логистического сектора в структуре ВВП в течение ближайших трех лет должна достичь не менее 9 процентов (в прошлом году - 6,2 процента). Для этого принципиально важно обеспечить эффективную управляемость отраслью. Президент считает, что следует восстановить Министерство транспорта, которое также будет заниматься строительством дорожной инфраструктуры.

Токаев выразил крайнее недовольство качеством строительства автодорог.

- Следует принять конкретные меры уже до конца года. Все недобросовестные компании в соответствии с законом будут привлечены к ответственности. Нужно ужесточить контроль, принять новые нормативные документы, - поставил задачу президент.

По его словам, до 2029 года предстоит реконструировать более 4000 километров автодорог.

Важную роль в укреплении нашего транзитного потенциала призван сыграть Транскаспийский маршрут. В среднесрочной перспективе объемы перевозок по данному коридору могут быть увеличены в пять раз. Для эффективной интеграции в международные маршруты важно предоставлять полный спектр логистических услуг, уверен глава государства.

Высокие технологии

Еще одна стратегически важная задача - превратить Казахстан в развитую IT-страну. Объем экспорта отечественной IT-отрасли только за прошлый год вырос в пять раз. До конца текущего года этот показатель может достичь 500 млн долларов. Президент поставил перед правительством задачу довести экспорт IT-услуг до 1 млрд долларов к 2026 году. Этому будет содействовать открытие совместных предприятий с крупными зарубежными IT-компаниями.

Особое внимание глава государства обратил на применение технологий искусственного интеллекта:

- Прогнозируется, что в ближайшие несколько лет в эту сферу в мире будет инвестировано свыше 1 трлн долларов. Успешное развитие этого сектора может обеспечить значительный прирост ВВП отдельным странам. Если мы полноценно используем возможности искусственного интеллекта, то сможем совершить качественный рывок к экономике знаний. Предстоит наладить сотрудничество с ведущими международными компаниями. Нужно также сфокусироваться на подготовке квалифицированных специалистов. Как минимум три известных вуза должны заняться обучением кадров и проведением исследований в этой области.

По мнению Токаева, необходимо создать самые привлекательные условия, включая преференции для привлечения инвестиций в строительство крупных дата-центров и продвижения казах­станских интересов в сфере хранения и обработки данных. Кроме того, нужен закон “О науке и технологической политике”, который отражал бы логику развития экономики именно на основе инноваций.

- Сейчас основной упор в инновационном развитии делается на создании соответствующих экосистем в Астане и Алматы, - заметил президент. - Однако этого недостаточно. Ставлю задачу в тесной координации с реальным сектором на базе региональных университетов выстроить целостную инновационную экосистему во всех областных центрах.

Развитие бизнеса

Принятые в последние годы меры обеспечили стабильный рост малого и крупного бизнеса, однако темпы развития среднего предпринимательства недостаточны. Для успешного перехода на новую экономическую модель придется поднимать его практически в ручном режиме.

В первую очередь, считает глава государства, необходимо устранить перекосы, сдерживающие средний бизнес. Правительству следует внести изменения в законодательство, стимулирующие укрупнение субъектов малого предпринимательства.

- В стране не так много успешных средних предприятий, активно осваивающих рынки, - подчеркнул Токаев. - Их нужно поддерживать. По каждому из них надо составить конкретный план, нацеленный на увеличение возможностей и расширение производства в два-три раза. Следует объединить программы “Дорожная карта бизнеса” и “Экономика простых вещей” в комплексную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Государственную поддержку важно дифференцировать по уровню технологической сложности производств и категориям бизнеса.

Крайне важна, уверен он, и операционная эффективность господдержки. Поэтому президент предложил осуществить структурную трансформацию холдинга “Байтерек” и его масштабную цифровизацию. А на базе компании KazakhExport следует создать полноценный институт продвижения экспорта с консолидацией в нем всех необходимых инструментов. В деятельности же “Отбасы банка” предстоит пере­ориентировать фокус с областных центров на районы, моногорода и села.

На фоне этих преобразований Агентство по защите и развитию конкуренции совместно с правительством должно принять меры для демонополизации ключевых рынков.

- Серьезной проблемой является, по сути, отсутствие у антимонопольного органа возможности принимать оперативные меры для устранения нарушений, - констатировал Токаев. - Две трети антимонопольных расследований обжалуются в судах, не успев начаться, а судебные тяжбы могут длиться годами. В результате работа ведомства фактически блокируется. В этой связи правительству следует внести в парламент законодательные поправки.

При всем этом, полагает президент, необходимо существенно ускорить процессы приватизации и проведения народных IPO. Главная цель - кардинально повысить прозрачность и эффективность управления активами. Он поручил правительству с 2024 года начать приватизацию всех непрофильных активов и проведение народных IPO компаний фонда “Самрук-Казына”. В следующем году следует провести народное IPO компании Air Astana, подготовить к выходу на рынок QazaqGaz, реализовать госактивы в крупных компаниях.

Кроме того, необходима дальнейшая декриминализация экономических преступлений. Речь идет именно о делах в отношении предпринимателей и именно об экономических проступках. По налоговым преступлениям следует внедрить справедливый механизм определения пределов норм привлечения к уголовной ответственности, полагает Токаев.

Инвестиции и бюджет

Предстоит перезагрузить макроэкономическую политику. Как указал глава государства, основной проблемой, ограничивающей рост экономики, является нехватка инвестиций. В прошлом году вложения в основной капитал составили всего 15 процентов от ВВП. Во многом это следствие того, что отечественные банки мало участвуют в развитии экономики. Такая ситуация вынуждает правительство заниматься прямым финансированием, гарантированием и субсидированием.

Чистая прибыль банков в прошлом году составила почти 1,5 трлн тенге, а за первую половину текущего года - более 1 трлн тенге, - но это, как оказалось, вовсе не хорошая новость.

- Такая сверхдоходность - не результат эффективной работы банков, а в основном следствие высокой базовой ставки, которую Национальный банк использует для борьбы с инфляцией! - критически высказался президент. - Правительству и парламенту следует рассмотреть возможность более справедливого перерас­пределения этой прибыли с учетом интересов государства.

Актуален и вопрос с огромными доходами финорганизаций от размещения ликвидности в государственных ценных бумагах, так называемых нотах, которые при этом не облагаются налогами. По мнению Токаева, в этом нет логики и государственного подхода. Правительство уже разбирается в этой парадоксальной ситуации, и соответствующие законодательные поправки будут внесены в мажилис.

Вместе с тем требуется принять меры по вовлечению в экономический оборот “замороженных активов” банков на общую сумму 2,3 трлн тенге. В этой связи глава государства поручил создать прозрачную цифровую платформу, посредством которой заинтересованный бизнес получит возможность приобрести эти активы и вернуть их в экономику.

В то же время, заметил Токаев, промышленники и предприниматели не должны выступать в качестве “кредитного пылесоса”, от них требуются качественные проекты, которые обеспечат реальную диверсификацию экономики. Для повышения интереса комбанков следует рассмотреть вопрос предоставления им гарантий институтов развития при финансировании приоритетных проектов.

- Еще одна проблема банковской сферы - высокая концентрация, - отметил президент. - На сегодня в стране действует 21 банк. При этом корпоративным кредитованием, то есть финансированием экономических проектов, занимаются лишь несколько крупных банков. Поэтому для повышения конкуренции в данной сфере следует привлечь в страну три надежных зарубежных банка. В целом принципиальная задача - обеспечить ежегодный рост кредитования реального сектора на уровне 20 процентов и выше.

В рамках перехода на новую экономическую модель предстоит повысить уровень бюджетной самостоятельности регионов. Решение о передаче в регионы части поступлений по корпоративному подоходному налогу и иным видам платежей дало положительные результаты, заметил глава государства. В прошлом году рост доходов регионов превысил 30 процентов. Поэтому следующим этапом реформы будет распространение этой нормы на другие налоги, включая НДС. Задача - передать на второй уровень бюджета дополнительно не менее 2 трлн тенге.

Президент считает, что следует предоставить районным акимам право самостоятельно формировать бюджет, что позволит, прежде всего, существенно ускорить решение насущных проблем на местах. По его мнению, необходимо также рассмотреть возможность передачи в регионы полномочий по определению преференций по той части налогов, которые собираются в местный бюджет.

Человеческий капитал

- Ежегодно в нашей стране рождается более 400 тысяч детей. Уже до конца года население Казахстана достигнет 20 млн человек, - сообщил Токаев. - Растет и средняя продолжительность жизни, по итогам прошлого года она превысила 74 года. Наша страна считается одной из самых “молодых” в мире - средний возраст граждан составляет всего 32 года. Около трети населения - молодежь. Задача правительства - превратить текущие демографические тенденции в конкурентные преимущества.

Глава государства потребовал ужесточить наказание за любые формы насилия в отношении несовершеннолетних. Кроме того, он считает, что особое внимание следует уделить вопросам безопасности дорожной инфраструктуры, зданий, одежды, продуктов питания для детей. Также нужно усилить в образовательных учреждениях службу психологической поддержки, организовать единый телефон доверия и разработать действенную программу помощи жертвам насилия и буллинга.

- Образовательная система должна трансформироваться с учетом потребностей рынка труда, - заметил он. - Ряд отраслей экономики испытывает кадровый голод, особенно по техническим и рабочим специальностям. Учебные заведения должны выстраивать долгосрочные партнерские отношения с потенциальными работодателями.

Глава государства констатировал, что принимаемые сейчас государством меры в образовательной сфере фрагментарны и слабо взаимосвязаны друг с другом. Поэтому он поручил внедрить Единую добровольную накопительную систему “Келешек”, которая охватит детей с пяти лет. Она должна пре­дусматривать стартовый образовательный капитал от государства, ежегодную выплату государственной премии, инвестиционный доход. Данные накопления вкупе со средствами, сформированными в рамках проекта “Нацфонд - детям”, позволят им получить качественное образование.

Крайне острой проблемой остается высокий уровень производственного травматизма. Правительству до конца года поручено принять концепцию безопасного труда до 2030 года.

По поручению главы государства правительством выработан механизм социальной поддержки лиц, длительное время занятых во вредных условиях труда.

- Вопрос давно обсуждается, и сейчас решение найдено, - заявил президент. - Основные параметры следующие. Учитывая значимый вклад в развитие отраслей и степень урона здоровью, таким работникам еще до достижения пенсионного возраста, в частности уже с 55 лет, будет выплачиваться специальная социальная выплата. Прошу парламент оперативно рассмотреть предложения правительства. Люди ждут решения этого вопроса.

Кроме того, правительство продолжит поэтапно повышать уровень минимальной заработной платы. С 1 января 2024 года она увеличится до 85 тысяч тенге. Данная мера позитивно отразится на благосостоянии около 1,8 млн граждан, включая 350 тысяч бюджетников.

Ответственность правительства...

На системе исполнительной власти будет лежать основной груз ответственности за реформы, подчеркнул глава государства. Поэтому она в первую очередь нуждается в трансформации.

Во-первых, подготовка и исполнение отраслевых решений, а также персональная ответственность за результат будут целиком возлагаться на министров, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. То же самое касается акимов на местах.

Во-вторых, правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики. Оно должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с администрацией президента.

В-третьих, администрация президента, став “политическим штабом”, сконцентрирует свои усилия на стратегических направлениях социально-экономического развития государства, вопросах внутренней и внешней политики, обороны и безопасности, правовой и кадровой политики.

- Будет создан кадровый резерв политических служащих, который позволит сформировать полноценную “скамейку запасных”, - пояснил Токаев. - Этот шаг очень важен в условиях острого кадрового дефицита. Желающих получить высокую должность у нас более чем достаточно, но их квалификация не соответствует требованиям.

…и общества

Вместе с тем, отметил он, важно последовательно расширять прямое участие граждан в принятии решений на уровне местной исполнительной власти. Уже больше двух лет казахстанцы сами выбирают акимов сел, поселков и сельских округов. За это время были избраны три четверти акимов сельского уровня. Теперь предстоит апробировать выборность акимов районов и городов областного значения.

Главная цель намеченных реформ, по словам президента, - стабильный экономический рост на уровне 6-7 процентов, чтобы к 2029 году увеличить объем национальной экономики в два раза - до 450 млрд долларов.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть