1923

Из сети слово не выкинешь - придётся заплатить

Как будет работать закон о блогерах в Казахстане и кто проконтролирует тех, кто часто обогащается в обход налоговой, ежедневно рекомендуя своим подписчикам в соцсетях товары и услуги

Из сети слово не выкинешь - придётся заплатить
Ты в топе можешь и не быть, но вот налог платить обязан

Закон “Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе” уже принял мажилис парламента, где, к слову, и родилась идея его разработки. Напомним, ранее мажилисмен Айдос САРЫМ заявил, что огромные потоки финансовых средств, преимущественно деньги рекламодателей, уходят вслед за пользователями в интернет. И люди, вовремя ухватившие эту тенденцию, на этом беззастенчиво зарабатывают. Причем делают это, как правило, вовсе уходя от налогов.

- Интернет используют, чтобы создавать финансовые пирамиды, заниматься незаконной благотворительностью. А деньги за это получают в конвертах. Мы бы хотели рамочно все это обозначить. Мы вносим понятие “инфлюенсер”. Это люди, которые имеют достаточно большую социальную поддержку, базу, которые через это зарабатывают деньги, продают товары, пользуясь своей известностью. Мы никого не собираемся “убивать”, - настаивал мажилисмен. - Однако люди, когда заходят в Facebook, Instagram, должны различать, что является рекламой, а что нет.

Вводятся понятия “пользователь онлайн-платформы” и “инфлюенсер”. Последних, кстати, сравняли в определении с блогерами. И вменили им исключительно “предпринимательскую деятельность, адресованную неопределенному кругу лиц”. С чем тут же не согласились некоторые эксперты, подчеркнув, что блогеры - это скорее журналисты из народа, а инфлюенсеры - властители умов и мнений своих подписчиков, медийные личности, заработавшие свою популярность. Предпринимать попытки заработать на лояльности своей аудитории они, конечно, могут, но не в этом, мол, их главная миссия, что, впрочем, не дает им никаких льгот как налогоплательщикам.

Если закон, который многие уже окрестили “охотой на блогеров”, одобрит сенат и он будет подписан главой государства, то популярным блогерам и инфлюенсерам придется в прямом смысле выйти из тени. Закон обяжет их маркировать рекламный контент, платить за его тиражирование налоги, а также отвечать за распространение ложной информации, то есть за фейки.

Не все такие

Справедливости ради стоит отметить, что добросовестные со­отечественники, зарабатывающие в том числе с помощью своего блога, платят налоги уже сегодня.

В ответ на наш запрос в комитете государственных доходов Минфина сообщили, что многие отечественные блогеры от налогов вовсе не уклоняются. Но обнародовать, какими суммами налоговых выплат отличились блогеры-миллионники, не смогли - на это требуется их письменное согласие, так как является налоговой тайной. Но сдается, что платят налоги наши блогеры, как и многие другие казахстанцы, по упрощенной схеме.

- Согласно пункту 2 статьи 35 Предпринимательского кодекса РК обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подлежат физлица, которые используют труд наемных работников на постоянной основе, а также имеют от частного предпринимательства годовой доход, исчисленный в соответствии с казахстанским налоговым законодательством, в размере, превышающем 12-кратный минимальный размер заработной платы, - объясняет адвокат Таир НАЗХАНОВ. - Большая часть блогеров и инфлюенсеров подпадает под эти условия как по годовому доходу, так и по наличию наемных работников (аккаунт-менеджеры, СММ-специалисты, мобилографы и прочие).

Кстати, согласно статье 678 Налогового кодекса налогоплательщик может выбрать для себя наиболее удобный налоговый режим.

- И если основной доход блогеру приносит именно реклама в блоге, наиболее удобным будет СНР (специальный налоговый режим) на основе упрощенной декларации. В этом случае блогеру придется платить только 3 процента с дохода за полугодие, а также делать ежемесячные соцплатежи за себя и работников. Декларация по форме 910.00 сдается раз в полугодие, - отмечает бухгалтер Алия ШУКУРЛАЕВА.

На это давят и противники нового законопроекта, настаивающие: не нужно придумывать закон для каждой конкретной профессии.

Чётко по понятиям

Закон призван урегулировать деятельность онлайн-платформ. К тем, в чьем активе свыше 100 тысяч пользователей из Казах­стана, есть ключевое требование - их представительства или официальные лица должны находиться на территории Казахстана.

Одно из основных требований - интеграция государственного языка в интерфейс онлайн-платформ и их модерацию, что позволит алгоритмам социальных сетей выискивать и удалять противоправный контент и ограничивать его появление. Собственники онлайн-платформ теперь обязаны не только быть бдительными, но и сотрудничать с гос­органами в борьбе с недостоверной информацией и уклонистами от налогов.

Потребуется установить программу для определения количества пользователей каждого ресурса в интернете и назначить законного представителя для связи с уполномоченным органом. Если на платформах будет обнаружен незаконный контент, то законному представителю платформы будет отправлено уведомление о необходимости его удаления. Если требования не будут выполнены, то уполномоченный орган имеет право ограничить деятельность платформы.

На каждый роток накинут платок

Заставить блогеров, вайнеров и так называемых инфоцыган (термин, прижившийся в сети и клеймящий мошенников, которые буквально продают воздух: курсы, тренинги и обучающие материалы, которые не несут никакой ценности) следить за тем, что они говорят, пытался и мажилисмен Анас БАККОЖАЕВ. Депутат высказался о том, что, глядя в камеру своего смартфона, эти люди могут врать, клеветать, шантажировать, не боясь ответственности. Баккожаева тут же заклевали - в Уголовном кодексе и так уже все предусмот­рено, а у блогеров нет к нему иммунитета.

Тем не менее в законе “О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам онлайн-платформ и онлайн-рекламы” теперь прописана ответственность за распространение ложной информации посредством онлайн-платформ.

Для физических лиц это штраф в размере 20 МРП (69 тысяч тенге), для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций - 30 МРП, для предпринимателей средней руки - 50 МРП и для крупных предприятий - 100 МРП. При повторении проступка в течение года штраф удваивается.

Причем для инфлюенсеров (блогеров) сумма административного штрафа выше: физлица за распространение ложной информации должны будут заплатить 30 МРП. Если проштрафившийся блогер попадется за год снова, ему будет светить штраф уже в 50 МРП или административный арест до 15 суток. Материалы будут составлять органы внутренних дел, окончательное решение будет принимать суд.

При этом популярный мессенджер WhatsApp тоже подпадает под категорию онлайн-платформ. А состряпанные на коленке фейки, которые через него массово рассыпаются по чатам, самое что ни на есть распространение ложной информации.

Пост - на детектор лжи?

В законе прописано требование удалять ложную информацию. Но главный вопрос рядовых пользователей соцсетей и блогеров: кто и как будет выявлять? В законе прописано два способа.

Первый - это если вы нашли в сети что-либо, что нарушает ваши права и законные интересы. На запрос рядового пользователя онлайн-платформы должны отреагировать в течение 20 календарных дней с момента обращения. Если реакции не последовало, гражданин может обратиться в суд, органы МВД, которые правомочны составить протокол.

Второй способ - это когда ложную или противоправную информацию на платформе углядел уполномоченный орган, Минис­терство информации и общественного развития, которое мониторит все интернет-ресурсы. В таком случае собственник онлайн-платформы должен в течение суток удалить некондиционный контент.

Особое внимание - безопас­ная информационная среда, в том числе для несовершеннолетних пользователей. Все, что уполномоченным органом будет признано кибербуллингом в отношении ребенка, должно быть удалено собственником онлайн-платформы в течение суток.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

Опрос в тему

Кто должен “патрулировать” соцсети на противоправный контент?

- Владельцы платформ.

- Пользователи.

- Полиция.

- Блогеры-конкуренты.

Проголосовать можно на главной странице сайта газеты “Время” 

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Куда пойдёт работать ваш подросток этим летом

- В “Жасыл ел”: и заработает, и вклад в экологию внесет! - 9%

- В кафе или ресторан: там и заработок достойный, и всегда накормлен - 17%

- Никуда не пойдет, я в состоянии обеспечить ребенка до совершеннолетия - 26%

- Пусть отдохнет, и так устал от учебы - 48%

Поделиться
Класснуть