3299

Большая задачка для всей страны

Что имел в виду президент, когда предложил подумать “о дальнейшем совершенствовании геральдической символики страны”?

Большая задачка для всей страны

Эксперты пытаются расшифровать предложение Касым-Жомарта ТОКАЕВА, высказанное им в недавнем выступлении на ХXXII сессии Ассамблеи народа Казахстана. Дословно президент сказал так: “Следует подумать о дальнейшем совершенствовании геральдической символики страны. Она должна быть близка и понятна гражданам, соответствовать лучшим мировым практикам и отражать уникальную идентичность нашего народа”. Что это означает?

Почти никто из опрошенных нами политологов не смог­ объяснить, что имел в виду глава государства. Изложил свою версию лишь Данияр АШИМБАЕВ. Он уверен, что Токаев говорил о геральдической символике в широком смысле слова.

Президент, напомнил собеседник, по достоинству оценил казахстанский бирюзовый паспорт и небесно-голубой флаг, назвав их реальными символами общенациональной идентичности. Тогда Токаев сказал, что оба символа находят живой отклик в серд­цах граждан. Паспорт позволяет беспрепятственно посещать все страны и чувствовать себя уверенно в аэро­порту, а “когда наш стяг возносится ввысь на крупнейших международных соревнованиях и мероприятиях, всех казахстанцев всегда переполняет чувство гордости за свою страну”.

Это, продолжил он, дает полное основание полагать, что по крайней мере стяг Казахстана не претерпит изменений, и назвал трех кандидатов на возможный ребрендинг: герб, гимн и национальная валюта. И теоретически на то есть определенные резоны.

Герб в нашей стране за 32 года независимости не претерпел особых изменений, кроме того что с 2018 года название страны ҚАЗАҚСТАН стали писать по-латыни - QAZAQSTAN.

Во-первых, предполагает Ашимбаев, власти могут вернуться к кириллице. Недавно на заседании нацсовета по науке и технологиям Токаев подверг критике не до конца продуманный, хаотичный, сопровождавшийся массой ошибок перевод алфавита казахского языка на латиницу.

Во-вторых, политолог не исключает, что власти могут обновить отдельные элементы герба. Он вспоминает, сколько споров на заре независимости республики было вокруг пятиконечной звезды или крылатых коней на гербе, особенно из-за рогов. Все это вызывало у людей разные ассоциации.

В-третьих, в гербе впервые могут отразить все регионы страны, символизируя тем самым единение народа.

Но, возможно, президент имел в виду необходимость стандартизации региональных гербов, которые то и дело вызывают не только бурное обсуждение в соцсетях, но и смех. Авторов обвиняют то в плагиате, то в слишком бурной фантазии.

- Вот на гербе Алматы изображен снежный барс, а символом города давно стала нелепая массовая точечная застройка. И может, честнее изобразить ее! - отмечает с сарказмом Ашимбаев. - Даже дореволюционные гербы Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской губерний несли больше смысловой нагрузки, чем современные символы регионов! Они выглядят слабовастенько - не отображают ни региональной особенности, ни общей государственности.

Вполне может статься, что в Казахстане по-новому зазвучит гимн. В истории страны после утверждения в 1992 году (тогда оставили мелодию гимна Казахской ССР, но поменяли текст) он изменился в 2006-м: в его основе популярная патриотическая песня “Менiң Қазақстаным”, написанная в 1956 году композитором Шамши КАЛДАЯКОВЫМ на стихи Жумекена НАЖИМЕДЕНОВА. Для придания песне статуса государственного гимна и более торжественного звучания тогдашний президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ доработал первоначальный текст, став соавтором гимна. Так вот, Ашимбаев считает, что гимн могут изменить и в третий раз.

- Всем понятно, что сейчас происходит переоценка исторической роли Назарбаева. В этой связи, может, перезапустят и нацвалюту. Считается, что на тенге изображена его ладонь. Возможно, ее уберут. И потом, вспомните, что всем нравились изображения исторических деятелей на валюте: АБАЯ, ВАЛИХАНОВА, АБЫЛАЙ ХАНА... Это подспудно стимулировало интерес казахстанцев к своей истории. Для ее адекватного восприятия хотелось бы, конечно, чтобы роль крупных личностей все-таки была отражена.

И нацвалюта была бы неплохим инструментарием для этого. Такие фигуры, как АЛТЫНСАРИН, Абай и Шокан Валиханов, очень популярны среди всех этносов, проживающих в Казахстане. Выстраивание такого адекватного исторического ряда способствовало бы определенному единению и новой идеологии. Все-таки нужно искать какие-то положительные примеры в прошлом, а не только бегать с этим постколониальным синдромом, который уже надоел, - считает собеседник.

Сопроводительные изобра­жения на купюрах тенге, заметил Ашимбаев, у многих людей вызывают недоумение. Например, на лицевой стороне многих банкнот - парящий орел, больше похожий на орла из древнеримского легиона. Или на купюрах часто изображают столичную пирамиду и Триумфальную арку, которые прежде всего ассоциируются с Египтом и Францией.

- Президент делает ставку на слияние концепций национальной и государственной идентичности, и власти пытаются выработать нечто среднее. На уровне государственной идеологии, помните, пытались делать доктрину нацио­нального единства и национальную идею “Мангилик ел”, потом приняли программу “Рухани жангыру”, которая представляла набор краеведения и бюджетных программ. Сколько дебатов было вокруг них! И поскольку саму идею сформулировать сложно, власти, возможно, хотят сделать какое-то символическое наполнение, - поделился мнением Ашимбаев. - Главное, чтобы эти символы воспринимались одинаково всеми, как, например, условно говоря, обозначение доллара или знак химической безопасности.

- Скорее всего, будет создана госкомиссия во главе с госсоветником или самим президентом, будет какой-то конкурс предложений, и по ходу будет конкретизировано, что именно подпадает под фразу президента о “совершенствовании геральдической символики”, - подытожил свои предположения Данияр Ашимбаев.

Мы также обратились за комментариями в Центр геральдических исследований, созданный два года назад при Минкультспорта для “формирования у граждан уважительного отношения к государственным символам, формирования государственного стиля и изучения процессов самоидентификации государства”.

На обдумывание ответа у сотрудников центра ушло пять часов. В итоге мне сказали: “Комментировать слова президента мы не можем”. И напомнили, что Токаев в том выступлении добавил: вопрос обновления геральдической символики будет обсуждаться на очередном заседании Национального курултая, “тогда более подробно и раскроют эту тему”.

Тогжан ГАНИ, фото Сергея МИРОНОВА с сайта kstnews.kz, Астана

Поделиться
Класснуть