Стране не нужны здоровые люди?
Наш эксперт оценила планы исключить первичную помощь из пакета гарантированных государством бесплатных медуслуг населению
Минздрав объявил, что с 2027 года услуги поликлиник будут доступны только застрахованным гражданам. “Это противоречит принципу, гарантирующему всеобщий охват населения услугами здравоохранения, и в конечном итоге вредит самой системе”, - считает эксперт в сфере организации здравоохранения Лейла ИШБАЕВА.
В этом году мы записали несколько интервью о реформах в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) с Лейлой Ишбаевой. Когда стало ясно, что профильный фонд планируют-таки переподчинить правительству, я сразу вспомнила именно ее. Эксперт не раз говорила, что тесный тандем Минздрав - фонд пора разбавить другими участниками.
А на минувшей неделе появился еще один повод поговорить: Минздрав опубликовал проект поправок в закон об ОСМС. В частности, предлагается исключить первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) из гарантированного государством объема бесплатных для населения медуслуг. То есть даже на прием к участковому в скором времени смогут попасть только застрахованные в системе ОСМС казахстанцы!
- Когда фонд медицинского страхования создавали, предполагалось, что он будет подчиняться не только Министерству здравоохранения. Но что-то пошло не по плану, и в итоге мы имеем то, что имеем - карманную структуру Минздрава. Или, как еще часто говорят, очень дорогую в обслуживании версию существовавшего до внедрения ОСМС комитета оплаты медицинских услуг, - начинает наш разговор Ишбаева. - Фонд - несамостоятельная громоздкая структура, на которую навесили совершенно несвойственные для нее функции, о чем мы с вами неоднократно говорили. При этом он, по сути, является бухгалтерией Минздрава.
- Закон об ОСМС предлагают переработать, пересмотреть принципы управления системой, поставить во главе правительство. Понятно, что Минздрав в любом случаев продолжит играть ключевую роль. Но что в таком случае изменится?
- Наконец-то в прошлом году в руководство фонда и Минздрава пришли люди, которые не просто услышали, но и смогли донести на самый-самый верх те проблемы, которые привели здравоохранение к идеальному шторму. Изменения начались - мы видим это по конкретным шагам. Намерение переподчинить фонд - один из них.
За Минздравом - политические решения: условно говоря, как лечить, кого лечить, как организовывать те или иные виды помощи. Министерство должно оставаться политическим регуляторным органом, который определяет главные стратегические задачи в сфере здравоохранения, стандарты безопасности и эффективности медицинской помощи.
Что изменится? На сегодняшний день практически весь высший состав управления фондом состоит из представителей Минздрава и экспертов, так или иначе с ним связанных. Правительство по иерархии выше, но фактически все начинается и замыкается на Минздраве.
Учредителем было и остается правительство, но подчиняться фонд должен напрямую кому-то из курирующих вице-премьеров.
- Соответственно, в руководство фонда должны прийти специалисты, не аффилированные с Минздравом?
- Разумеется. В таком случае мы будем иметь транспарентный, экспертный, профессиональный управленческий состав фонда.
- Другая тема, которую мы много раз обсуждали, - создание единого пакета внутри системы медстрахования. Здесь тоже ожидаются большие изменения: существенную часть услуг, которые раньше входили в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), передают в систему ОСМС. Что вы думаете о намерении Минздрава исключить ПМСП, первичку, из гарантированного объема помощи?
- На мой взгляд, это удар под дых, или, если хотите, выстрел в ногу самому себе. В 1978 году в Алма-Ате подписали декларацию о медико-санитарной помощи под патронажем ВОЗ. Первый международный документ такого уровня, в котором говорится о важности ПМСП. В 2023 году в Астане провели глобальную конференцию, посвященную Алматинской декларации. А в 2024-м Минздрав объявляет, что первичка больше не будет доступна всем гражданам... Это в корне противоречит принципу, гарантирующему всеобщий охват населения услугами здравоохранения.
Когда мы говорили про единый пакет, мы имели в виду совершенно другое. Сейчас ГОБМП раздроблен на бесчисленное количество услуг, и в этом нет смысла, это усложняет работу врача и системы в целом. Услуги нужно объединить: дать четкие и понятные гарантии каждому пациенту. Ты - гражданин, значит, можешь получить то-то и то-то. Все остальное - по страховке. Но вместо этого принято решение целиком перенести ПМСП в страховой пакет.
- Выглядит как попытка наполнить фонд деньгами. Сейчас не застрахованы порядка 3 миллионов человек. Если предлагаемые поправки будут приняты, эти люди вынужденно начнут платить взносы в фонд. Сейчас участников ОСМС чуть больше 82 процентов, цифру хотят довести до 95 процентов. Это реально?
- Мне сложно давать какие-то оценки в этом плане. Видимо, у Минздрава есть свои резоны. Но с медицинской и широкой общественностью это, мягко говоря, неоднозначное решение не обсуждали.
В Казахстане около 40 процентов населения - жители сельской местности. Зачастую именно они оказываются вне системы ОСМС.
По отчетам, 80 процентов консультативно-диагностических услуг (прием узких специалистов, УЗИ, КТ, МРТ) получают горожане. Сельчане и так в силу разных причин, в том числе потому что не платят взносы в фонд, отрезаны от этих услуг. А теперь мы их хотим еще и первички лишить. Если это способ стимулировать их к страхованию, то он плохой.
- Почему? Люди все равно не будут добровольно платить в фонд? Не видят смысла?
- Это вопрос не только доступности и качества медицинской помощи (хотя, надо признать, на селе сейчас есть достаточно хорошо оборудованные поликлиники), но еще и низкого доверия к системе. Повышать его карательными методами, загоняя всех в бутылку? Нет, это не сработает, на мой взгляд.
Сейчас спрашивают: зачем платить? Потом появляется другой вопрос: зачем лечиться? ПМСП должна оставаться доступной, это в первую очередь важно для самой системы здравоохранения. Первичка - это хребет здравоохранения, на ней все должно держаться. Она должна делать все, чтобы пациент оставался здоровым и как можно реже обращался к врачам.
Я согласна, расходы на ГОБМП должны постепенно снижаться, а на ОСМС расти. Это справедливо. Но не за счет исключения из ГОБМП первичной помощи.
На самом деле произошла чудовищная подмена понятий, о которой я все время говорю. Есть система здравоохранения, а есть медицинская отрасль.
- Объясните, в чем разница.
- Система здравоохранения - это комплекс мер, государственных, политических, экономических, социальных и так далее, которые направлены на то, чтобы обеспечить качественную жизнь и здоровье каждому жителю. Это наш человеческий капитал. Проще говоря, она должна делать все, чтобы люди не болели.
Медицинская же отрасль направлена на то, чтобы всех вылечить. И ей нужны больницы, дорогостоящее оборудование и так далее. Улавливаете разницу? Эту модель построили в США. Одна из главных претензий американского общества к руководству своей страны в том, что в Америке нет системы здравоохранения, есть медицинская отрасль. Там врачи говорят: “Главное, чтобы бедные не болели, а богатые не выздоравливали”. Но у нас нет такого количества богатых людей и такого количества денег в бюджете!
В Индии медицинские расходы государства на одного гражданина - 74 доллара, у нас - 256 долларов. Но разница в том, что там на ПМСП тратят около 80 процентов бюджета здравоохранения, у нас декларируют, что расходы на первичку составляют больше 60 процентов, а по факту не превышают 15-17 процентов. То есть Казахстан направляет деньги на развитие медицинской отрасли.
А теперь еще и не хотят гарантировать первичную помощь. Вы понимаете, какая это чудовищная катастрофа для страны и системы здравоохранения?!
- Когда первичная медико-санитарная помощь будет работать так, как она должна работать, у нас не будет такого количества больных…
- …и тогда невыгодно будет строить те же больницы. Не нужно будет закупать дорогущее оборудование и лекарства в немыслимых количествах. Станет меньше пациентов с онкологией, сердечно-сосудистыми заболеваниями и тому подобным. А сейчас, получается, стране не нужны здоровые люди?
Оксана АКУЛОВА, Алматы
А тем временем
Кто останется без страховки
В Минздраве прокомментировали решение исключить первичную медпомощь из ГОБМП.
Сейчас первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) получают все. В этом случае не имеет значения, платит человек взносы в Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) или нет. С 2027 года незастрахованным предлагают оставить только это:
- скорую помощь;
- диагностику и лечение всех инфекционных заболеваний;
- экстренную стационарную помощь при жизнеугрожающих состояниях;
- паллиативную помощь;
- обеспечение препаратами крови;
- диагностику, лечение, лекарственное обеспечение, стационарную и стационарозамещающую помощь при социально значимых заболеваниях, наносящих наибольший урон здоровью граждан. В этом списке туберкулез, психические, поведенческие расстройства, ВИЧ, онкология, хронические гепатиты и цирроз печени, орфанные заболевания, острый инфаркт миокарда, инсульты.
В Минздраве уверяют, что значительное сокращение ГОБМП пойдет не во вред, а на пользу пациентам. Обследования при подозрении на социально значимые заболевания станут доступнее, пройти онкоскрининги смогут все (сейчас только застрахованные), вырастут тарифы на медуслуги, которые приблизятся к реальным затратам клиник.
Это, по идее, должно оздоровить финансовое положение клиник.
Сколько человек все-таки могут остаться даже без базовой помощи, например без приема у участкового врача? Минздрав спешит всех успокоить: государство по-прежнему будет платить взносы за 15 категорий льготников, это дети, беременные, пенсионеры, студенты, безработные, лица с инвалидностью и другие. Это почти 12 миллионов человек. Помимо них в системе ОСМС застрахованы 5 миллионов казахстанцев трудоспособного возраста. Итого 17 миллионов человек. Выходит, около 4 миллионов наших соотечественников сейчас находятся вне системы страхования.
Как известно, в Минздраве предлагают, чтобы местные акиматы платили взносы в ФСМС за трудоспособных граждан, которые находятся в кризисном социальном положении, их больше миллиона человек. Если это предложение будет одобрено, все равно около 3 миллионов казахстанцев остаются без медстраховки. Либо они начнут самостоятельно платить взносы, либо не смогут получить даже первичную медпомощь.
По данным госорганов, у этих людей достаточные доходы, и они могут самостоятельно застраховаться.
“В результате включения данных категорий граждан в систему ОСМС уровень застрахованности в группе лиц, имеющих социально значимые заболевания, возрастет до 93 процентов”, - говорится в сообщении Минздрава.
Что ж, поживем - увидим.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы