Олег ХАЛИДУЛЛИН: Плотины, вода и рыба
Последние годы я плотно работаю над проблемами изменения климата и вопросами снижения антропогенного воздействия человека на природу. Когда прочел во “Времени” статью “Пришел невод с одною тиной” о том, что воды в Урале все меньше, дно не очищается, решил высказаться.
По природе вода непрерывно смывает частички почвы с берегов и укладывает их на дно, растворяя в себе минералы и органику. Дно рек непрерывно растет и меняется. К этому добавился человеческий фактор: мусор, отходы производства, различные предметы в виде утиля, что образует тромбы - подводные плотины по течению воды в руслах вдоль городов и ниже по течению. Именно здесь больше всего и выходит вода из берегов. Чтобы исключить наводнения, надо регулярно убирать наносы. И если мы хотим сохранить планету для потомков, надо незамедлительно приступать к возвращению воде ее природных функций.
Одним из основных элементов снижения искусственных испарений является прекращение строительства морально устаревших ГЭС с затоплением площадей и выпуск всех построенных ранее водохранилищ.
Рассматривая уровни рек и их поймы, мы обнаруживаем достаточно большую разницу высот зеркала воды в реке и высоты берегов пойм. Постепенное изменение русла реки предусмотрено природой для растворения минеральных и органических веществ нетронутой почвы берегов, чтобы перенести их нижерасположенным животным и растениям. Река заботится о биоте. Периодически русла достигают нетронутых берегов, размывают, обрушивают их, и вода впитывает полезные вещества. Миллионы лет реки углублялись и расширялись, образуя поймы и каньоны.
Накопление воды для ирригации и водоснабжения городов можно создать малыми плотинами без поднятия над берегами пойм. Последние же можно использовать как резервуары для накопления воды весной и потребления летом и обеспечить контакт с почвой берегов.
Множество таких плотин образуют каскад озер, обеспечивающих движение рыбы и судов. Получается полноводная река с очень большим управляемым и распределенным по всей длине реки объемом воды.
Существенным отличием от каскадов крупных рек типа Волги, Янцзы является достаточно высокая проточность. Небольшие высоты плотин не представляют угрозы прибрежным территориям наводнениями. Заполнение пойм производят в разумных расчетных пределах с оставлением запасов свободного объема в каждом бьефе. Они не выступают выше окружающих площадей, заполняют только естественные русла пойм и голые каньоны.
В теле таких плотин возводят водопропускные сооружения для отбора воды, нереста рыбы, движения судов и регулирования уровней в смежных бьефах. Увеличение просачивания в подземные потоки повысит объемы грунтовых вод, что даст еще больший их запас и новые источники в стороне от русел.
Становится возможной установка малых ГЭС. Проблем сооружения плотин высотой 20 метров нет. Не нужны объемные бетонные работы, используется обычная землеройная и дорожная техника. Песчано-гравийная, иловая донная смесь для тела плотины берется со дна тех же пойм.
Все реки по продольному профилю дна представляют собой пилу зубьями вверх - чередование плесов. Так вот эти естественные плесы надо углублять до 10-30 метров. Работы можно выполнять дноуглубительной техникой. Кстати, имеется ряд изобретений, позволяющих с минимальными затратами решить поставленные задачи. Используют в основном силы течения самой реки...
Там, где нет ГЭС, появляется возможность создания микроГЭС, распределенных по всей длине реки. Но самое главное - освобождаются обширные площади от воды перед гигантскими ГЭС и почва восстанавливает свое естественное состояние и органические испарения. Добавляются новые, невиданные свойства - все реки, даже малые, становятся рыбоводными, с малым переливом, через которые рыба может легко перепрыгивать! Появляется множество мостов в заданных местах, возможность организации пляжей, зон отдыха. А оперативное управление водопропускными сооружениями позволит исключить движение льда в весеннее время, а следовательно, и наводнения из-за заторов и зажоров.
Олег ХАЛИДУЛЛИН, житель Алматы