4333

Александр ЛАЗАРЕВ: Медаль не стоит жизни!

На прошедшем в Алматы городском марафоне случилась трагедия: участник состязания по бегу пересек финишную прямую и упал. Остановилось сердце. Несмотря на реанимационные мероприятия, которые провели дежурящие на марафоне медики из Красного Полумесяца Казахстана и городской станции скорой помощи, спасти человека не удалось. Так стоит ли так рисковать?!

Александр ЛАЗАРЕВ: Медаль не стоит жизни!

О том, что от городских забегов больше вреда, чем пользы, сейчас говорят многие. Здесь и пробки, от которых страдают другие горожане, и не самый чистый воздух мегаполиса, которым дышат бегуны.

С первого года, когда в Алматы стали проводить марафон, я участвую в них как врач. Сначала в составе бригады скорой помощи. Поз­же - как волонтер-веломедик. Это очень удобно: машина скорой не может сразу подъехать к пациенту, а веломедик едет в толпе. Мы приходим на помощь первыми.

Так вот, рядом с опытными спорт­сменами всегда оказываются те, кто бежит во вред себе ради медали. Они падают в обморок в пятистах метрах от старта, а очнувшись, снова рвутся на трассу, словно хотят получить медаль посмертно. В прошлом году я заприметил такого - бежал он как-то странно. Ответил, что с ним все в порядке, и грохнулся в обморок. Я положил его на землю, ноги кверху поднял. Он пришел в себя. Иногда, возвращаясь из обморока, человек может быть агрессивен. В прошлом году один такой бегун напал на фельдшера скорой, ударил его по лицу.

Часто медики, дежурящие на марафонах, сталкиваются с анафилактическим шоком бегунов - они через одного употребляют в пищу энергетические батончики. В их составе орехи и мед. Случаются судороги от недостатка магния и калия в организме. Многие выходят на трассу с неподготовленными суставами, а ведь на них основная нагрузка, когда бежишь по асфальту. Я это знаю по своему опыту - в 2014 году тоже бежал “десятку”. А потом мне напомнила о себе травма коленного сустава, полученная еще в молодости. Две недели после марафона я ходил на костылях. С тех пор я не бегаю категорически, не могу долго ходить. А вот на велосипеде спокойно проезжаю 200 километров - там нагрузка на сустав совершенно другая.

Предложение проводить Алматинский марафон в нижней части города, в той же промышленной зоне, где меньше машин и есть свободные дороги, высокая загазованность, тоже можно оспорить. Загляните на сайт airkaz.org - весь город в отметках, сигнализирующих об опасном для здоровья повышении концентрации вредных веществ.

А вот акклиматизация перед любым спортивным соревнованием в Алматы для иногородних участников необходима. Желательно пожить здесь как минимум две недели. Это нормальная практика, которой придерживаются многие спортсмены. У нас и на городских улицах перепад высот. Без акклиматизации есть риск получить проблемы.

Одной из важных составляющих успешного участия в марафоне должно быть медицинское обследование. И опять противники говорят: “Организаторы должны проверять каждого участника перед стартом!” Но сколько времени займет обследование нескольких тысяч человек? Не очень информативен и анализ крови, даже развернутый, который любители бега предоставят организаторам. Но состояние бегуна может измениться всего за несколько часов.

Марафонцы подписывают соответствующую расписку. К сожалению, к ней не требуется прикладывать справку от врача. А если бы и требовалось, то у нас, думаю, и это было бы сделано для галочки.

Я видел того самого погибшего мужчину. Он никак не сигнализировал о своем плохом самочувствии: бежал совершенно спокойно. Думается, плохо ему стало от того, что он резко остановился на финише. А это делать категорически нельзя! Закончив пробежку, нужно немного пройтись пешком.

Каждый человек должен здраво и честно оценивать состояние своего здоровья. Любой марафон, любое спортивное состязание - это всегда риск.

Александр ЛАЗАРЕВ, врач скорой помощи, веломедик

Поделиться
Класснуть