4323

Сергей УТКИН: Это действительно сейчас главные проблемы?

Некоторые из вступающих в силу поправок в Кодекс об административных правонарушениях создают предпосылки для усиления коррупции, а другие придуманы явно под определенные категории граждан.

Сергей УТКИН: Это действительно сейчас главные проблемы?

Я обратил внимание, что в статье 590 (“нарушение правил эксплуатации транспортных средств”) весьма любопытную поправку содержит часть 2, где речь идет об управлении транс­портным средством после запрещения эксплуатации или не зарегистрированным в установленном порядке, а именно усиливается ответственность за повторное нарушение - штраф в 20 МРП и лишение прав на один год.

На кого распространяется этот пункт в первую очередь? На все иностранные машины, которые люди завозят для себя в обход растаможки, чтобы как-то сэкономить. Если гражданин другого государства въехал сюда на своем автомобиле, то это нормально - может, он достопримечательности наши решил посмотреть или родственников проведать. Но если он передал свою машину казахстанцу - это уже нарушение закона. Эксплуатация машин, не зарегистрированных в Казахстане, нашим гражданам запрещена.

Ранее за такое правонарушение полагался штраф в 10 МРП. Казахстанский автовладелец понимал, что, если его остановят, он отделается суммой примерно в 30 тысяч тенге, а то и меньшей, если решит вопрос посредством взятки. Теперь же сотрудники полиции его могут остановить, выписать штраф, а на следующий день остановить повторно с перс­пективой лишения прав. Совсем другой расклад. Владельцам таких авто придется экстренно проходить регистрацию. Им подан однозначный сигнал.

Остальные изменения этой же статьи, например усиление ответственности за езду с подложными номерами, едва ли нацелены на решение каких-то реальных проблем. Те же подложные номера в автоматическом режиме выявляются камерами наружного наблюдения, и я сомневаюсь, что это правонарушение можно считать массовым.

Усиливается ответственность и в статьях 613 и 667, где речь идет о невыполнении требований представителей власти. Там не просто увеличивается сумма штрафа, а вводится административный арест.

Не знаю, насколько велики сейчас проблемы полиции в этом плане, но, опять же, вряд ли граж­дане не подчиняются служителям закона в повальном порядке. Эта поправка в кодекс наверняка была предложена МВД, но вот интерес­но: при подготовке законопроекта в правительстве и его обсуждении в парламенте кто-нибудь запросил статистику? Кто-нибудь спросил, мол, ребята, а почему нужно усиливать ответственность, неужели зафиксирован сильный рост именно этого вида правонарушений?

Если люди действительно обнаг­лели и перестали подчиняться требованиям полицейских, то это должно быть обосновано цифрами. Но мне такого обоснования не встречалось, хотя очень интересно было бы узнать, в самом ли деле казахстанцам настолько плевать на штрафы.

Если дела с неповиновением настолько плохи, можно было бы даже опубликовать фамилии наглецов-рецидивистов - тут нет какой-либо тайны частной жизни, потому что привлечение к административной ответственности идет через суд, а все судебные акты и так находятся в открытом доступе.

В общем, хорошо бы знать, из-за чего усиливается ответственность: из-за тенденции в обществе или из-за нескольких десятков мажоров? Проблему надо исследовать. Но вместо этого всех граждан поставили перед фактом, введя драконовские меры.

Порядок усиливается не ужесточением наказания, а его неотвратимостью. И не секрет, что несоразмерно суровым наказанием за правонарушение сотрудник правоохранительных органов может злоупотребить. Теперь водителя могут привлечь к ответственности буквально за то, что он не остановился, хотя где-то на перекрестке человек в форме махнул рукой якобы именно ему, едущему в потоке машин. Получается, полиции выгодно не сокращение количества таких правонарушений, а то, чтобы наказание за них было строже, тогда вырастает и цена ухода от наказания.

Сергей УТКИН, юрист

Поделиться
Класснуть