6311

Максат АХАЕВ: Работы здесь - конь не валялся!

Алматинский ипподром необходимо снова перевести в коммунальную собственность. Компания, которой он сейчас принадлежит, довела кузницу рекордов до полнейшей разрухи.

Максат АХАЕВ: Работы здесь - конь не валялся!

Когда мы удивляемся, почему не развиваются конные дисциплины в Казахстане, почему-то не видим самого главного: у нас в стране нет ни одного нормального ипподрома!

Нас обогнали все, кто только мог, все наши соседи - от России до Кыргызстана и Узбекистана. А при Союзе Алматинский ипподром был одним из лучших в стране! Лучшие тренеры СССР мечтали попасть сюда. Даже в 2000-х годах там еще выступали лошади, которые в открытых скачках в СНГ занимали первые места: это жеребцы Байсангур, Грей Рио, Бремен, кобыла Пресанелла. Сейчас наши лошади стали неконкурентоспособными.

В Кыргызстане в 2014 году реконструировали ипподром в Чолпон-Ате, и теперь он полностью отвечает международным стандартам. В России идет ремонт и строительство новых ипподромов. Пятигорск, Ростов, Уфа, Казань, Грозный, Москва - все города провели капитальную реконструкцию ипподромов. В Узбекистане тоже идет реконструкция ипподрома.

Когда у нас в 2014 году корпорация “СВС-груп” выкупила ипподром, у коневодов появилась надежда, что частный успешный инвестор возьмется за его развитие, сделает прибыльным и привлекательным.

Но “новый инвестор” намеревался снести ипподром и построить на его месте многоэтажные дома и офисы. Конная общественность встала в 2014 году на защиту ипподрома. Мы нашли поддержку в акимате, мажилисе. Ведь это уникальное спортивное сооружение Алматы, построенное еще в 1930-м. К тому же это основной ипподром Казахстана. Здесь проводятся скачки, соревнования для детей, выставки. Главное, на ипподроме работают 70 высококвалифицированных коневодов Казахстана. В прошлом году Алматинский ипподром был признан памятником архитектуры и культуры. И на собственнике согласно закону “Об охране объектов историко-культурного наследия” от 26 декабря 2019 года лежит ответственность за сохранение объекта и его надлежащее содержание.

Мы слышали, что ведутся переговоры о продаже ипподрома в коммунальную собственность, затем приезжали представители Франции. Все это давало ­надежду, что судьба ипподрома изменится, придет новый хозяин, который будет содержать его на нормальном уровне. Конники терпели и закрывали глаза на плохие условия, грязь и антисанитарию. Но прошло уже более 10 лет, а воз и ныне там.

Все это время собирается арендная плата в размере 30 000 тенге в месяц за одну лошадь, что при поголовье в 160-180 лошадей составляет порядка 5 миллионов тенге ежемесячно, или 60 миллионов тенге в год! Аренда по 30 000 тенге за место на одну лошадь, т. е. 3300 тенге за 1 кв. м! Это дороже, чем снять в аренду офис в Алматы (2200 тенге) или магазин (1800 тенге). Считаем правильным, если бы хоть 30 процентов от собираемых средств вкладывались в сохранение ипподрома и его благоустройство. Но вопрос, куда уходят деньги, остается без ответа. Или менеджеры собственника говорят, что все уходит на оплату земельного налога.

На глазах ипподром гибнет, кузня, конюшни практически разрушились, инженерные сети сгнили, все здания требуют ремонта. Менеджеры вывезли с ипподрома все что только можно: выкопали старые трубы, сломали и сдали на металл сеновалы, спилили деревья под видом сан­обработки, вывозили даже плодородный слой почвы.

Ипподром утопает в грязи и пыли, территория не убирается: летают пустые пакеты, валяются бутылки, навоз лежит месяцами, привлекая мух - разносчиков инфекции. Ветеринарный лазарет закрыт и не работает уже больше 10 лет. Отсутствует карантинная конюшня, дезинфекционный барьер на въезде на территорию поставлен для галочки - дезраствора в нем не бывает. Уличные туалеты - это деревянные покосившиеся будки и выгребная яма. Такие арендаторы вынуждены сами выкапывать. Подача питьевой воды осуществляется как в годы войны - по часам (на три часа в сутки). Территория ночью не освещается - боишься за детей, которые приходят обучаться верховой езде после школы.

Коневоды за свой счет сделали ремонт скаковой дорожки, завезли 180 КамАЗов песка, за свой счет осуществляют полив и построили площадки для обучения верховой езде.

А ведь лошадь и все, что с ней связано, - это часть нашей национальной идеи, часть национальной культуры. Значит, мы, благодарные потомки, должны сохранить и восстановить эту культуру, а не смотреть с завистью на чужие ипподромы и видеть, как наша коневодческая молодежь уезжает в поисках заработка.

Максат АХАЕВ, конезаводчик

Поделиться
Класснуть