4421

Вадим ШКЛЯР: Давайте думать вместе!

Несколько дней назад я вернулся из большого семидневного перехода по горам и начал бить во все колокола, потому что увиденное в довольно труднодоступных местах повергло меня в ужас.

Вадим ШКЛЯР: Давайте думать вместе!

У нас даже возле мореных озер накопились горы мусора! Причем не того, который нерадивые туристы оставляют вдоль троп, потому что так высоко к мореным озерам забираются только опытные товарищи, которые знают, как вести себя в горах, как беречь экосистему. Они еще и за другими уберут, если есть такая необходимость. Я про мусор совсем другого рода.

Последние лет пять-шесть началась активная работа с мореными озерами - на самые опасные устанавливают так называемые сифоны, то есть трубы, по которым происходит спуск воды, чтобы озерцо не переполнялось и не стало в какой-то момент опасным. В труднодоступные места для этих целей строителей забрасывают на вертолете, как и все, что им необходимо. Рабочие клеят трубы, опускают в озеро, потом насосом запускают систему, и дальше она сама по принципу сообщающихся сосудов потихоньку работает, удаляя часть воды и поддерживая уровень на нужной отметке.

Дело важное, я не спорю, но после отъезда этих бригад остается мусор, который ужасно портит вид и загрязняет природу. Вся эта пластиковая стружка, которая образуется в результате соединения труб, какие-то черные пятна от разогретого битума и клея, ржавые носилки, поддоны, все это там. Естественно, присутствуют и бытовые отходы. Люди пытаются их закопать, но поскольку местность наверху каменистая, то сделать это трудно, а из неглубоких ямок в итоге мусор ветром разносит по округе.

Понятно, что сифон - это безопасность, без него никак не обойтись, хотя красоты местности он не добавляет. Честно говоря, уродует пейзаж. По-хорошему его тоже можно было бы как-то прикопать, замаскировать. Но с этим приспособлением можно как-то смириться.

А вот с мусором надо что-то делать. Возможно, внимательнее следить, чтобы при эвакуации рабочих они убирали и все отходы. Причем это проблема не нынешнего года, она копится уже несколько лет и сейчас стала особенно заметной.

Впервые я столкнулся с ней на озере №13 под пиком Советов, то же самое в верховьях Аксая, на Казачьих озерах, чуть получше у Маншук Маметовой. Везде ситуация примерно одинаковая. Вероятно, такая же проблема и на тех озерах, где я не был. А их у нас на высоте достаточно много.

Кроме того, бывает, что для рабочих завозят модульный домик, который потом остается, ветшает и также становится мусором. Картина получается крайне неприглядная. Активная работа с мореными озерами началась лет пять назад, и за это время накопилось уже достаточно того, чего в горах на такой высоте быть не должно.

Что мы можем предъявлять туристам, как мотивировать их на осознанное отношение к экологии, если люди, работающие на этих высокогорных озерах, сами мусорят по-черному? Ситуация осложняется и тем, что на такие точки не ходят простые туристы, только группы, профи. Поэтому организовать волонтеров, как это практикуется внизу, на более простых пешеходных тропах, не получится. И с собой даже пакет чужого мусора захватить сложно, потому что в таких походах все ресурсы ужаты, просчитаны, я даже не делал фотографий, потому что экономил батарею телефона.

Сейчас, спустившись в город, я через соцсети обратился с призывом скидывать мне фотографии мусора на мореных озерах. Надо как-то решать проблему. Давайте вместе думать. Понятно, что бутылки в популярных ущельях заметнее, но их и убрать легче. Здесь нужно продумать механизм, как ликвидировать безобразие и что сделать, чтобы снова не столкнуться с подобной проблемой.

Вадим ШКЛЯР, мотиватор, гид, эксперт по горным походам

Поделиться
Класснуть