8893

Анара ФОРРЕСТЕР: Зачем нам старые фонтаны

Когда-то я писала диссертацию на тему урбан-социологии, так что довольно глубоко исследовала миграционные процессы, по крайней мере, на примере Алматы. Люди, перебираясь в мегаполис из небольших городов и сел в поисках работы или за образованием, сначала селятся на окраинах, где дешевле прожить.

Анара ФОРРЕСТЕР: Зачем нам старые фонтаны

На первом этапе лишь бы пустить корни. Но по мере того как семья становится на ноги, начинают чувствовать себя алматинцами, постепенно стараются перебраться поближе к центру города. Это происходит в большинстве случаев из-за того, что именно старый центр олицетворяет город. И именно он воспитывает, влюбляет в себя новых горожан.

В центре Алматы особая атмо­сфера. Здесь каждое здание, дерево, каждый сквер пропитаны духом города. Поэтому горожан так возмущает, когда кто-то пытается вычистить этот дух, изменив знаковые места. Неизменность этих деталей городской среды как раз создает ощущение твоего города. Так было десятилетиями. А сейчас трендом становится изменение привычных фишек города, их унификация.

Сейчас я живу не в Казахстане. Каждый раз, возвращаясь домой, с удивлением вижу, как исчезают островки старого Алматы. Особенно мне жаль его старые фонтаны. Например, “одуванчики” на пересечении проспектов Достык и Абая, может, кому-то и могли показаться банальными, но существовали не одно десятилетие, стали частью города, да и вся композиция с островком и большой водной гладью сильно оживляла пейзаж. Теперь на этом месте каменный плац. Все стало монолитно и скучно.

Почему-то последние лет пять в городе везде монтируются стандартные композиции из так называемых сухих фонтанов. Первый вызвал восторг у горожан, второй и третий были восприняты благосклонно, но пятый и остальные приелись.

Неужели все так плохо с фантазией? Наверное, в одинаковости есть смысл - экономический разум всегда хочет все унифицировать, чтобы удобнее было ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии. Лично я могу увидеть только такую причину типового решения. Конечно, мне близка тема фонтанов города, потому что мой папа Владимир ТВЕРДОХЛЕБОВ - автор и главный художник одного из них, того самого, с животными восточного календаря у Академии наук. Но не только поэтому.

Еще лет десять назад каждый год мы праздновали день фонтанов, когда запускали все водные объекты города и алматинцы радовались этой примете долгожданного лета. Потом это все как-то сошло на нет, да и что праздновать, когда все одинаково? Другое дело, когда можно ходить и любоваться разными фонтанами, гордиться тем, который есть в твоем районе…

Да, нетиповые фонтаны требуют ухода, но здесь рецепт очень прост: заниматься ими должны профессионалы, а не случайные люди. Почему фонтан “Восточный календарь” из папиной гордости стал его болью? Да потому что чаще всего выигрывали тендер на обслуживание фонтанов фирмы, у которых не было специалистов, знающих, что делать. Папа пишет инструкцию, прилагает чертежи с коммуникациями и трубами. Потом выясняется, что компания уже поменялась, если и сделано, то не то, что нужно. А за плитку вокруг отвечает вообще другая статья бюджета, и мраморные скамейки вокруг фонтана ломает снегоуборочная машина третьей компании…

Может, из-за такой организации работ у нас много пересохших, неработающих, запущенных фонтанов?

Хочется, чтобы городом не занимались временщики и люди, легко уходящие от ответственности за уже сделанное либо, наоборот, несделанное. Мне хочется, чтобы на всех уровнях было больше патриотов, любящих землю, на которой живут, уважающих историю города, его культуру.

А без этого как город, который нас окружает, сможет своим обликом воспитывать следующие поколения алматинцев?

Анара ФОРРЕСТЕР, социолог

Поделиться
Класснуть