Данияр ДЖУМЕКЕНОВ: Предложение снизить пенсионный возраст - это лишь сотрясание воздуха
Вопрос снижения пенсионного возраста никто всерьез рассматривать не будет. Совершенно очевидно, что подобные заявления делаются из желания заработать политические очки на больной для населения теме, в то время как воплощение этих идей в реальность абсолютно невозможно.
Давайте взглянем на европейские страны, которые во многом являются ориентиром в развитии социально-экономической политики. Так, к примеру, в Германии - главном двигателе европейской экономики - на пенсию выходят в 65 лет. Но, конечно, исключение там составляют представители льготных категорий граждан и инвалиды. Французы выходят на пенсию в 62 года, но только при условии наличия 42-летнего стажа работы. В ином случае гражданин Франции сможет получить полноценные выплаты лишь после 67 лет. В Великобритании возможность уйти на пенсию появляется в 65 лет, и сейчас там рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста до 68 лет. В Швеции уйти на заслуженный отдых можно в 65 лет, в Дании - в 67.
С чем это связано? В первую очередь с крайне распространенной проблемой благополучных стран - старением населения, вместе с которым усиливается давление на пенсионную систему. А согласно прогнозам, через 30 лет доля казахстанцев старше 60 лет вырастет в два раза и достигнет среднеевропейского уровня 20 процентов.
Не будем забывать, что в странах Европы не пытались построить коммунизм на протяжении многих десятилетий, поэтому там привыкли самостоятельно заботиться о своем будущем и активно развивали финансовые институты.
В Казахстане же формально пенсия формируется из трех составляющих: минимально гарантированные выплаты из бюджета, накопления из Единого накопительного пенсионного фонда и добровольные сбережения граждан. Основным источником выплат сегодня является лишь государственный бюджет.
В 2019 году на пенсии из него потратили 2 трлн 263 млрд тенге, что на 14 процентов больше, чем в 2018-м. В то время как из ЕНПФ было израсходовано лишь 210 млрд тенге. Разумеется, по мере становления накопительной системы пропорции должны измениться, но произойдет это явно не в ближайшие годы.
С учетом этого очевидно, что снижение пенсионного возраста усилит давление на пенсионную систему. Например, сейчас коэффициент замещения (отношение размера пенсии к зарплате) равен 45 процентам, и если бы бюджетные расходы не увеличивались, то он мог бы оказаться еще меньше. В Европе этот показатель близок к 70 процентам.
В 2019 году на выплату пенсий гражданам израсходовано около 20 процентов государственных расходов, в то время как еще в 2016-м только - 17 процентов. Откуда страна будет брать деньги, чтобы справиться с еще более быстрым ростом количества пенсионеров, и какой размер пенсии она сможет обеспечить в случае принятия инициативы народных коммунистов? На эти вопросы они еще не высказывали своих соображений.
Надо ли напоминать, что сейчас весь мир проходит через кризис, из-за которого наблюдается серьезная неопределенность будущего не только казахстанской, но и глобальной экономики.
Казахстан активно тратит деньги из Национального фонда. Мы наблюдали резкое увеличение трансфертов из него в 2019 году, и в 2020-х годах ситуация явно станет еще хуже. В таких условиях гораздо разумнее предлагать какие-то эффективные стимулирующие программы, которые позволят экономике быстрее восстановиться после пандемии коронавируса. Неизвестно, как долго еще привычные экспортные доходы страны будут держаться на текущих низких отметках, так что вопрос диверсификации экономики стоит как никогда остро.
Соответствующие решения как ответ на актуальные экономические проблемы действительно могли бы дать положительный эффект. В то же время предложение снизить пенсионный возраст - это лишь сотрясание воздуха, которое ни пенсионерам, ни населению никакой пользы не принесет.
Данияр ДЖУМЕКЕНОВ, аналитик Wall Street Invest Partners