Евгений ЛАЗАРЧУК: Скажи, чем ты дышишь...
В последнее время много вопросов и разговоров вокруг проекта нового Экологического кодекса. Мы все прекрасно видим высокий уровень загрязнения окружающей среды в Казахстане, что является следствием низкого уровня экологического (законодательного) регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Проблема в том, что в основу действующего Экологического кодекса, принятого в 2007 году, заложен принцип самоконтроля и остаточного финансирования природоохранных мероприятий. Помимо этого за годы своего существования в действующий кодекс было внесено более 60 поправок “на снижение административных барьеров”.
А с принятием в 2015 году Предпринимательского кодекса значительно снижены и требования экологического контроля, который в основном заменен на профилактический без посещения объекта. Также были пересмотрены в сторону снижения размеры накладываемых административных штрафов и количества исков.
Точно так же сокращен список загрязняющих веществ, подлежащих к оплате. В итоге если в 2008-2009 годах объем собираемых платежей за загрязнение окружающей среды только по Актюбинской области составлял около 17 млрд тенге, то за 2019-й в бюджет области было собрано всего 9,5 млрд тенге. То есть в 1,8 раза меньше.
Действующий Экологический кодекс предусматривает внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Но, к сожалению, отсутствие должного своевременного законодательного требования к предприятиям-загрязнителям не дало ожидаемого результата. Между тем экологическая безопасность является одним из основных факторов, определяющих национальную безопасность любого государства. Ведь загрязнение окружающей среды представляет собой самый высокий риск для здоровья, являясь причиной преждевременной смерти человека.
К примеру, за 2018 год по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) по средней продолжительности жизни населения (70 лет) Казахстан занимает 127-е место из 191 государства мира. Для сравнения: Гонконг - 84,1, Япония - 83,9, Китай - 76,4, Россия - 71,2, Кыргызстан - 71,1 года. В рейтинге ПРООН за 2019 год Казахстан (70 лет) опустился уже на 136-е место из 198 стран мира.
В последние годы мы все свои шаги соизмеряем с прибылью. В экологии чистая среда не должна измеряться деньгами. Чистая среда - это здоровье населения, являющегося основным богатством государства.
Мы ежегодно увеличиваем финансирование медицины. Это отрадно. Но в то же время задумываемся ли мы, что является причиной роста заболеваний? А ведь до 30 процентов болезней связаны с плохой экологией.
На сегодняшний день у нас в республике, к сожалению, остается много нерешенных проблем в области экологии. В этом плане одним из основных рычагов для решения должно быть законодательное регулирование природопользования, минимизирующее негативное воздействие на окружающую среду.
К примеру, экономическим стимулом в проекте нового Экологического кодекса является освобождение предприятий, внедривших наилучшие доступные технологии, от платы за эмиссии. Помимо этого проектом предусмотрено существенное повышение платежей за эмиссии для тех объектов, кто не сможет получить в сроки комплексное экологическое разрешение. Предусмотрено также увеличение административной ответственности за правонарушение в сфере экологии.
Поэтому исходя из реалий считаю необходимым помимо прочего повысить степень ответственности крупных предприятий, загрязняющих окружающую среду, и активизировать просветительскую работу среди населения по повышению экологической культуры.
Евгений ЛАЗАРЧУК, организатор волонтёрского движения “Актобе, дыши!”