3801

Калу ТОКТАБУЛАТОВ: Не нужен хайп через язык

Недавно в интервью одной из газет уроженец Узбекистана Владислав ТЕН поставил хороший вопрос: “Почему люди годами не могут выучить родной язык? Обвинить их в том, что нет желания учить, легче всего. А вы сделайте его доступным для обучения, создайте нормальные условия и контент”.

Калу ТОКТАБУЛАТОВ: Не нужен хайп через язык

И он же предложил, как это сделать. Да очень просто: все интересные фильмы, мультфильмы и книги перевести на казахский язык и параллельно обеспечить их субтитрами. Если этого не будет, то о каком развитии языка может идти речь? Ведь почему люди сейчас легко овладевают английским? Потому что на нем представлен весь интернет-контент. Нацпаты говорят, что вот, мол, они приехали в город из аула, не зная ни слова по-русски, а теперь владеют им не хуже любого носителя языка. Но это лукавство. У таких нағыз-казахов с детства под рукой были русскоязычные книги и газеты, кино, ТВ, радио… И на­оборот: если бы кызылординские и шымкентские русские или корейцы не слышали с детства казахский язык, то они не стали бы казахскоязычными.

И это огромная проблема, упирающаяся в отсутствие на казахском языке мирового культурного контента. Как заметил Владислав Тен, первопричина - доминирование на постсоветском пространстве русского языка. Казахстан пострадал больше всех… Но прошло 30 лет нашего суверенитета, а языковая ситуация не улучшается. В чем загвоздка?

Для развития любой экономики, оказывается, необходимы не только деньги - нужны знания, технологии и желание производить что-то важное. Все это в Казахстане, в принципе, есть. Нет одного - стабильности в экономической политике. Каждое новое назначение премьер-министра, министра экономики, финансов или главы Нацбанка означает смену экономического курса. Меняются правила игры, налоговые ставки, правила экспорта товаров, приватизации, объем финансирования среднего, специального и высшего образования.

Каждый назначенец жалуется, что вынужден рулить экономикой в ручном режиме. И пишет новые документы, которые усложняют жизнь его будущему преемнику. Потом все эти мудрые бумаги забываются. Но стоит вспомнить, как ввели налог на добавленную стоимость (НДС) на все зарождающиеся частные телеканалы, радио, газеты, книжные издательства, книготорговые предприятия и отменили НДС для государственных СМИ; как приватизировали и разбазарили бывший госконцерн “Казахкитап” с 1560 книжными магазинами по всему Казахстану; как слили огромные госзаказы в маленькую частную контору, обделив при этом на тендерах старые издательства с 80-летней историей, такие как “Қайнар”, “Ғылым”, “Білім”, “Жазушы”, “Казахстан”, “Өнер”, “Мектеп” и другие; как уничтожили уличные газетные киоски в городах.

В итоге конкурентный издательский рынок в Казахстане так и не сложился. Но ведь мы знаем, что конкуренция - залог прогресса. Во Франции на 60 млн населения приходится 30 тысяч издательских фирм. В России на 140 млн населения имеются 5,5 тысячи издательств. Большинство из них зародилось в 90-х годах, особенно в промежутке между 1996-2002 годами, когда Борис Ельцин своим указом ввел нулевой НДС на книги.

Будущее книжной отрасли любого национального рынка связано с частной инициативой. Мы видим, как на многих направлениях именно частный бизнес не только предлагает альтернативные проекты, но и демонстрирует готовность тратить на них собственные деньги или заемные, а не обескровливать бюджет. Для этого нужно менять концепт налогового законодательства, создавать инвестиционный климат.

Новому президенту страны и новому правительству Казахстана нужно делать все, чтобы вывести книжную отрасль на рынок. Для этого нужно отменить НДС на книги, снизить почтовые тарифы для пересылки печатной продукции, приравнять книжные магазины к учреждениям культуры, образования и науки в части льгот по аренде помещений. Только при таких условиях появятся различные издательские стартапы, наполняющие государственный язык мировым культурным контентом, обогащая содержательным смыслом.

Нужно открывать книжные магазины в первую очередь в 160 районных центрах страны, в таких моногородах, как Хромтау, Кентау, Аксай, Жанаозен и т. д. В областных центрах нужно открывать из расчета один книжный магазин на 10-15 тысяч населения, чтобы клиенты - покупатели книг - не ощущали на себе каких-либо инфраструктурных ограничений.

Только в этом случае будет востребован казахский язык гражданами страны.

Калу ТОКТАБУЛАТОВ, бывший продавец книг

Поделиться
Класснуть