8974

Эльдар КНАР: Откаты и аутсорсинг

Недавно глава государства объявил об увеличении расходов на образование и науку до 5 процентов. Респект ему. Правда, мне не очень ясно соотношение по расходам между собственно образованием и наукой. Поскольку в идеале надо увеличить суммарные расходы на науку и образование до 10 процентов ВВП: с 0,13 (как сейчас) до 5 процентов на науку и 5 процентов - на образование.

Эльдар КНАР: Откаты и аутсорсинг

Однако увеличение расходов на науку не панацея. Если не изменить структуру ее организации, по-прежнему будет продолжаться имитация научной деятельности: некоторые коррумпированные чиновники получат большие откаты, а члены национальных научных советов (ННС) обогатятся, и на этом, включая саму науку, все закончится.

Как-то я предложил акимату одного из наших мегаполисов ряд наукоемких IT-проектов. Но мне объяснили, что у акима брат тоже занимается IT. Последний завязан с крупным российским производителем программного обеспечения, поэтому средства на развитие отечественных цифровых технологий из городского бюджета делегируются по этой цепочке в Россию.

И так в Казахстане повсюду: деньги на разработку этой и других научных тем уходят по аутсорсингу не только в Россию, но и на Украину, в Белоруссию и Китай. В СМИ я видел такую цифру: в 2018 году за границу ушло 8,4 млрд тенге от госзаказов в сфере здравоохранения, строительства и энергетики.

Однажды, когда россияне сорвали крупный госзаказ на создание ПО для промышленных предприятий, представители посреднической компании пришли ко мне. Но я отказался, поскольку большая часть суммы уже была израсходована, а оставшихся денег было явно недостаточно.

Поэтому считаю, что необходимо полностью отменить бюрократические процессы в деятельности научных работников. Формой отчетности и единым критерием при выдаче научных грантов должен стать индекс Хирша. Естественно, что для молодых начинающих ученых до 25-27 лет, у которых пока нет значимых публикаций, принцип выдачи научных грантов должен быть основан на равных стартовых возможностях. Это не касается талантов. Им надо помогать десятикратно.

И разумеется, необходимо знание английского языка. Помню, как в советское время у докладчика, известного ученого, спросили, есть ли литература по этому вопросу. Он ответил: “Есть. Но, к сожалению, она на английском”. Этим, как говорится, все сказано: нет смысла менять масло в двигателе, если сам двигатель не работает.

Повышение расходов на науку, естественно, должно сопровождаться ростом эффективности вложенных средств за счет дебюрократизации процесса. Как-то профессор Зенитула Инсепов из Назарбаев Университета сказал: “…Когда в Японии ученый выигрывает грант, он получает пластиковую карточку с грантовыми деньгами. Ими никто, кроме него, не имеет права распоряжаться. У нас же ваши деньги кто-то получает, а вы потом ходите и выпрашиваете, получается, свои же деньги”.

С такой ситуацией столкнулся и я тоже. В 2014 году получил грант МОН РК и Всемирного банка на реализацию одного наукоемкого IT-проекта. Точнее, мой грант получил не я, а финансовый оператор - квазигосударственная структура “Центр коммерциализации технологий (ЦКТ)”, созданная по этому случаю министерством. Не знаю, по какой причине, но руководство ЦКТ поставило, видимо, перед собой задачу лишить проект гранта. В общем, я больше занимался не реализацией, а защитой проекта, что явно не способствовало эффективности.

И еще. Поскольку уж заговорили о повышении расходов на образование, то я хотел бы сказать и об ЕНТ тоже. Современная научная педагогика гласит, что школьников необходимо обучать на принципах четырех “К”: креативность, коммуникации, критическое мышление и коллаборация. Система тестирования ни одно из этих качеств не формирует и не развивает. В лучшем случае ЕНТ предназначено для развития мнемонических способностей. А это необходимо только для профессий с низкой квалификацией, но не для будущих ученых. Поэтому для развития четырех “К” необходимо перейти на модернизированную советскую систему обучения с учетом новых знаний, реалий и цифровых технологий.

Из школьной программы следует убрать ненужные и лишние предметы. Будущим ученым и специалистам нужны фундаментальные базовые знания, а не винегрет из всех наук и тайн “живой” и “мертвой” воды.

И наконец, учителей и преподавателей необходимо полностью избавить от отчетности. Контроль нужно проводить на основе целевых индикаторов: результаты экзаменов, международные дипломы, количество поступивших в вуз, успехи выпускников, численность PhD и так далее.

С учетом того что казахстанская молодежь входит в десятку самых умных наций мира, нужно сформировать будущую научную и преподавательскую элиту на уровне мировых стандартов. В общем, учить надо всех, и учить очень хорошо, чтобы наука могла получить свои законные пять процентов “доминантного меньшинства”.

Эльдар КНАР, кандидат физико-математических наук

Поделиться
Класснуть