2343

Ксения ЕВДОКИМЕНКО: Культур-мультурная ночь

В тяжелых двустворчатых дверях музея образовалась натуральная пробка. Снаружи публика валила плотным потоком, навстречу ей двигались откушавшие прекрасного. И тут бойкая тетенька, как ловкий ниндзя, с боевым кличем “Что вы тут, сон­ные?” растолкала всех и прорвалась внутрь. “Ночь в музее” хотелось видеть всем.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО: Культур-мультурная ночь

Акция проходит в Алматы уже больше десяти лет. Раз в году музеи города бесплатно и допоздна принимают всех желающих. Для посетителей готовятся программа, особые экскурсии, косплеи. Вот только в южной столице любой праздник постепенно принимает стандартный облик с непременным набором - от полицейской машины с мигалками, перекрывающей въезд в парковочный карман, до перуанских артистов и обязательного шашлыка.

Кстати, о шашлыке. Мангал у входа в Музей искусств им. Кастеева дымил не хуже пожара на полигоне, но рафинированные эстеты восторгались и говорили, что это готовый перформанс, настоящая картина нынешнего дня, где прекрасное и жратва нераз­делимы. Шашлычник оказался с понятием: чтобы народ не лез в залы с палочками, истекающими жиром, мяско снимали и выдавали в полиэтиленовом пакете. Ходишь такой одухотворенный, лицезреешь и потихоньку достаешь из пакета баранину.

А что? В этот день все можно: и со стаканчиками кофе по залам ходить, и с шашлыком, и плечами картины задевать, потому что народ идет строем, как на демонстрации. Строгие смотрительницы залов, которые обычно не дают приближаться слишком близко к картинам, в этот день становятся заложниками акции - им остается только безмолвно скорбеть и пресекать уж чересчур явные ­безобразия.

Народ пришел в музей! А значит, имеем право культурно отдохнуть и сделать селфи чуть ли не в обнимку с мраморными статуями. Кстати, в ­обычные дни съемки в залах почему-то не приветствуются. Но это отдельная тема.

Особый простор - снаружи музея. Там тоже есть образцы искусства, и мы удивились, как это “Дон Кихота” Руслана АКАНАЕВА не разобрали на запчасти. Народ не только селфился с ним, но и теребил то конский причиндал, то хвост (звенит прикольно).

В общем, праздник удался. Если и есть недовольные, то это смот­рительницы залов, пережившие стресс, и дворник, который утром увидел обилие мусора на прилегающей территории. Ну правда, сотрудники музея очень постарались: придумали прекрасную программу - чего стоит только парад оживших портретов. Фотки у всех получились - просто зашибись.

Так что дело не в чудесных музейщиках, так суетно отметивших свой профессиональный праздник. Может быть, ошибочна сама установка массового музея с танцами и шашлыками. Закралась крамольная мысль. Может быть, даже не стоит радоваться, что так много людей пришло в музей. Потому что это не тот зритель, который оценит замечательную новую экспозицию акварели и роскошный обновленный зал русского искусства. Может быть, все же не надо так завлекать и окультуривать через ярмарки и зрелища? Самая частая подпись к селфи в соцсетях: “Круто, ни разу не был в музее, сегодня сходил, оказывается, вау! Надо будет еще забежать”.

Да, и еще: формат “Ночи в музее” у нас как-то странно извратился. Не говоря уже о том, что в городе абсолютно нет визуальной информации и афиш об этом событии, специальных буклетов с расписанием. Но музеи еще и любят разделиться. То есть вчера “Ночь в музее” гуляли эти, сегодня - те. А ведь смысл акции как раз в том, что вечером, после работы или учебы, можно посетить те музеи, в которые никак не успеваешь попасть в рабочее время. Ну и, к слову, в Центральном музее акцию отмечали накануне, но посещение было платным.

Так что День музеев, а соответственно, и “Ночь” оставили странное послевкусие. С одной стороны, праздник удался, с другой - в нем оказалось слишком много праздника и мало самих музеев.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, журналист

Поделиться
Класснуть