Айкын КОНУРОВ: Застряли в сырьевой зависимости
Недавняя отставка правительства объясняется в первую очередь отсутствием системного подхода к решению социальных вопросов и справедливому перераспределению ресурсов. В то же время не менее сложные проблемы накопились и в сфере формирования этих ресурсов.
Один из лучших индикаторов успешности экономики и ее перспектив - приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Данных за полный 2018 год еще нет, но цифры за три квартала говорят о том, что приток ПИИ остается вялым. Главным образом это связано с тем, что завершился основной этап обустройства месторождения Кашаган как крупнейшего инвестпроекта. Через какое-то время стартует проект расширения другого нефтяного гиганта - Тенгиза, и тогда приток ПИИ вновь расширится. Но это будет общая цифра. Нам же важнее адресное поступление инвестиций в несырьевые секторы.
За прошлый год заметных изменений в этом плане не произошло. По данным за три квартала, в обрабатывающую промышленность вложено 2 млрд 790 млн долларов иностранных инвестиций. Но из них 2 млрд 320 млн пришлось на металлургию, то есть продукцию невысокого передела. Тогда как в пищевую промышленность удалось привлечь лишь
67 млн долларов, в фармацевтическую - 42 млн, в производство компьютеров и электроники - 46 млн, в выпуск транспортных средств и оборудования - 43 млн долларов. Сельское хозяйство по-прежнему остается неинтересным для зарубежного капитала - объем ПИИ недотянул даже до 10 млн долларов.
Иностранные инвестиции в отрасли, которые не относятся к нефтянке и металлургии, - это не системное, а, скорее, случайное явление. В масштабах республики оно практически не имеет значения. По объему несырьевых зарубежных инвестиций на душу населения показатели очень низкие, и это серьезнейшая проблема для экономики.
Понятно, что иностранные инвестиции - это не единственный индикатор, внутренние капиталовложения важнее. Но дело в том, что именно приток зарубежного капитала является объективной оценкой привлекательности наших несырьевых отраслей и той работы, которая проведена для ее повышения. Иными словами, отсутствие у иностранного капитала интереса к казахстанской несырьевой индустрии и сельскому хозяйству - очень красноречивый факт, который не замаскируешь никакой статистикой.
Кроме того, иностранные инвестиции - это не просто деньги. Это прежде всего современные технологии, выход на новые рынки, передовые управленческие практики. Приток ПИИ - это еще и определенная гарантия конкурентоспособности. Зарубежный капитал волей-неволей способствует ее увеличению. Тогда как в случае с отечественными инвестициями ключевым источником финансирования АПК и обрабатывающей индустрии являются средства бюджета (Нацфонда) и квазигосударственного сектора. А здесь главный критерий не возвратность и прибыльность, а освоение. На практике мы уже убедились, что госфинансирование редко приводит к коммерческой успешности проектов. Иными словами, подмена ПИИ государственными инвестициями пагубно сказывается на конкурентоспособности.
Есть еще такое понятие, как качество инвестиций. Они должны, во-первых, создавать рабочие места с достойным уровнем оплаты, генерирующие добавленную стоимость. Во-вторых, повышать уровень компетенции. В-третьих, сопровождаться трансфертом технологий. В-четвертых, повышать конкурентоспособность отечественных предприятий и их доступ к рынкам. Какая доля из ныне привлекаемых инвестиций отвечает данным критериям?
Функция заведения в страну ПИИ сейчас передана Министерству иностранных дел. Внешняя активность Казахстана будет ориентирована на экономическую сторону: открытие новых рынков, привлечение капитала. Экономическая дипломатия - совершенно правильный подход. Но на нынешнем этапе умения рекламировать преимущества нашей страны для ведения бизнеса явно недостаточно. Недостаточно даже инвестиционных льгот. МИД, “Казахинвест”, торгпредства за рубежом, инвестиционный омбудсмен - все это надстройка, которая играет важную роль, но не может обеспечить главного, чего хочет капитал, то есть надежности и прибыльности. Чтобы этого добиться, нужно системно работать над снижением непроизводительных издержек. Несмотря на зарплату почти в три раза ниже китайской, переизбыток энергоресурсов, огромные вложения в инфраструктуру, производство практически любых товаров у нас оказывается значительно дороже, чем в других странах хоть дальнего, хоть ближнего зарубежья. И связано это не с объективными условиями, а исключительно с искусственно создаваемыми административными и монопольными издержками.
Необходима программа снижения затрат по всем факторам производства как основа и для внутреннего роста, и для притока внешних инвестиций.
Айкын КОНУРОВ, мажилисмен