Владлена ШЕВЦОВА: А как на практике?
Инициативы президента о повышении доступности и качества образования и улучшении условий проживания студенческой молодежи, безусловно, необходимы. Мне, как преподавателю вуза с 16-летним стажем, она близка и понятна. Однако, как это часто бывает с инициативами главы государства, многое зависит от практического воплощения, претворения этой социальной программы в жизнь.
Что предполагается сделать? Увеличить количество грантов на 20 тысяч, доведя их до 74 тысяч. Много это или мало? Если учесть, что в высших учебных заведениях обучается около полумиллиона студентов, прибавка в 20 тысяч студентов-грантников существенна. Другой вопрос - как будут распределены эти гранты? Насколько я могу судить, количество вузов со стопроцентной долей государства в капитале неуклонно сокращается. Так произошло, в частности, с НАО “КазНИТУ имени К. Сатпаева” и другими крупными университетами, ведь получение грантов - это прерогатива государственных высших учебных заведений.
Еще одна проблема заключается в том, что повысить качество образования планируется с имеющейся в наличии кадровой базой. Других преподавателей одномоментно взять просто неоткуда. Студентам предстоит обучаться у тех, кто есть. Возможно, повышение качества ожидается от внедрения масштабной государственной программы трехъязычия в высшем и среднем образовании страны. Однако средние школы, где эта программа уже активно обкатывается, столкнулись с кадровым голодом и трудностями реализации. Ведь даже при желании и активной гражданской позиции учителей освоить преподавание на трех языках - непростая задача, требующая времени и средств.
Похожая ситуация, на мой взгляд, складывается и в высших учебных заведениях. Преподаватели усиленно учат английский язык, но достигнуть уровня качественного обучения удается далеко не всем, даже несмотря на финансовую и карьерную стимуляцию. Кадры, подготовленные еще в Советском Союзе, обладают большой инерцией мышления и не всегда оперативно могут реагировать на текущие вызовы современного высокотехнологичного общества. В таких случаях руководство пользуется услугами преподавателей-почасовиков. Проблема вполне решаема. Новое поколение молодых и продвинутых преподавателей, получивших образование в годы независимости, успешно осваивают и трехъязычие, и инновационные подходы в обучении студентов. Ему и выводить казахстанское образование на качественно новый уровень. К нему, по всей видимости, и обращается президент.
Очень актуальна и тема строительства новых студенческих общежитий. По своему опыту могу судить, что сейчас их катастрофически не хватает. Студенты, особенно иногородние, вынуждены в складчину снимать жилье, что в условиях Алматы является весьма недешевым удовольствием. А это становится дополнительной - и немалой - статьей расходов в семейных бюджетах.
Если удастся построить достаточное количество студенческих общежитий, а молодые специалисты, преподающие в вузах, смогут взять недорогую ипотеку, вечный и до сих пор остро актуальный квартирный вопрос может благополучно разрешиться. Дело за малым - реализовать инициативы президента.
Другое дело, что от идеи до воплощения - длинный и извилистый путь. Есть много хороших и действительно перспективных отечественных программ по модернизации общества, которые, увы, остались в существенной части декларативными. И дело здесь не в прямом саботаже на местах, а в высоком уровне коррупции и протекционизма. Огромные средства, выделяемые государством, часто банально разворовываются, откаты и распилы давно стали привычной рутиной, а множество уголовных дел, возбуждаемых против крупных чиновников, уже никого не удивляет.
Образование да и общество в целом действительно нуждаются в качественном скачке, и воплощать его в жизнь суждено нынешним студентам и школьникам. Поэтому облегчить им сам процесс получения знаний - первостепенная задача. Это понимает и президент Назарбаев, предложивший действительно актуальные социальные инициативы.
Владлена ШЕВЦОВА, ассоциированный профессор КазНИТУ имени К. Сатпаева