3477

Беймбет ИРМУХАНОВ: О честных историках

Меня часто спрашивают, почему вместо того чтобы “продвигать” собственные работы и идеи, я так много внимания уделяю трудам, биографии и самой персоне Вениамина ЮДИНА, легендарного востоковеда? 

Потому, что это настоящий, ученый. Его исследования не подвержены конъюнктуре. С момента его ухода из жизни прошло много лет, но он не стал менее цитируемым, не потерял актуальности.
В советское время произошло смешение истории и идеологии, и подчас трудно стало понимать, где - наука, а где - пропаганда. И это положение сохраняется и по сей день. Мы по-прежнему манипулируем историей. Все понятно: историки тоже люди, они тоже хотят кушать, хотят быть депутатами, занимать хорошие кресла. Что еще страшнее, после распада Советского Союза мы скатились вниз в экономике, в морали и научных достижениях.
Если говорить о современной науке, то очень печально читать про регулярно происходящие скандалы, связанные с недобросовестностью ученых в разных сферах. Это настоящий позор. А еще рядом с недооцененной работой серьезных авторов - бахвальство наше, постоянные попытки доказать, что мы пуп земли, что мы впереди планеты всей. Такой нескромности наш народ никогда не имел. А ведь у казахов есть поговорка, которую можно дословно перевести примерно так: “Самохвальство хуже черной смерти”. А тут - сплошные крики о своих достижениях.
За последние двадцать пять лет мы потеряли чутье ученого-исследователя. Нам легко хвалить друг друга. Мы стали мастерами комплиментов. А ведь есть еще одна казахская поговорка, которую стоит процитировать. В переводе на русский она звучит примерно так: “Надо говорить приятную правду в глаза человеку, чтобы он оставался таким же честным. Но надо говорить и правду про пройдоху, чтобы он трясся от страха”.
На этом фоне очень показательна биография Юдина. Он не рвался к званиям и чинам, предпочитая заниматся реальными исследованиями. Знал несколько восточных и европейских языков, был признанным уйгуроведом, много занимался вопросами происхождения казахского народа и его государственности. Но сталкивался с обычной человеческой низостью. Так, подготовленная им статья не была включена в научный труд только потому, что Юдин отказался брать в соавторы совершенно непричастного к исследованию начальника.
Зато те его труды, которые были изданы, например, увидевшая свет в 1992 году “Чингиз-наме” хивинского историка Утемиш-хаджи: переведенное, снабженное транскрипцией, примечаниями, всем современным багажом исторических знаний, поражают ответственностью настоящего ученого за каждую запятую.
Мое знакомство с Юдиным, по сути, и началось с этой книги. Тогда я даже предлагал учредить стипендию имени Юдина на факультетах, готовящих историков, а автора представить на соискание государственной премии имени Чокана Валиханова.
Мы, казахи, не воздали должное заслугам нашего отечественного востоковеда. Тем приятнее было узнать, что и сейчас в память о своем учителе профессор Меруерт АБУСЕИТОВА провела в институте востоковедения в феврале научные чтения, посвященные Юдину. Возрождать науку надо, пропагандируя настоящих ученых, имеющих серьезные работы и, самое главное, свои принципы.

Беймбет ИРМУХАНОВ, доктор исторических наук

Поделиться
Класснуть