2005

Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА: Биороботы без идеи

Было время, когда всех ребят отправляли учиться на юриста или экономиста. Самым престижным считалось получить оба эти образования. Дескать, потом будешь в состоянии и защитить свой бизнес, и экономически его вытянуть.
Сейчас мы наблюдаем бум технических профессий. Какое следующее направление станет приоритетным? Рискну предположить, что это будет умение работать в социальных проектах.
Стремление родителей дать ребенку как можно больше навыков закономерно: мир меняется с такой скоростью, что мы хотим как-то обезопасить своих детей, дать им как можно больше лопат, граблей и вил, то бишь инструментов, которыми они смогут себе заработать на жизнь. Но мы порой забываем о самом важном: наши дети должны хоть как-то этот труд себе представлять, любить и желать трудиться.
По большому счету, интерес у ребенка возникает тогда, когда есть настоящая цель и препятствия. Чем больше препятствий, тем лучше. К сожалению, образы тренеров и учителей, которые создавали ребятам условия для максимальной актуализации полученных знаний, а именно изнурительных тренировок, поездок, олимпиад, где все не формально, а по-настоящему, уже в прошлом. Более того, сам образ Учителя нивелирован. Скажу больше: мне кажется, что понятие Идеи нивелировано. Она больше не нужна. Она за кадром, за бортом.
А между тем в мире неуклонно растет количество социальных предпринимателей и социальных проектов. А свидетельства, подтверждающие волонтерские навыки, увеличивают шансы попасть в престижное учебное заведение. Как бы то ни было, человечество как огромный организм четко осознает, что стоит на грани. И за этой гранью - уничтожение. Не физическое, а скорее, нравственное. И поэтому социальные проекты, направленные на решение общечеловеческих проблем, правозащитные организации, социальные инициативы - это уже не просто увлечение или игрушка, когда нечем заняться. Это серьезное профессиональное направление.
Но, если честно, не очень понятно, кто всем этим будет заниматься в будущем, если у нас одни технари и юристы. Ах да, юристы - это было наше поколение. Теперь непрестижно.
Конечно, дети в крупных городах, где гораздо больше возможностей, и дети из регионов имеют порой различные цели и задачи по жизни. Многое обусловлено социальным окружением, опять-таки, возможностями, которых может просто не быть. И профессиональный выбор - он тоже разный. Поэтому если говорить о повальном увлечении детей компьютеризацией, робототехникой и прочими техническими наворотами и новинками, то следует сделать оговорку, что это про города с возможностями.
Это большой пласт ребят, во многом определяющий будущее целого поколения. И сейчас это поколение мечтает о том, чтобы создать роботов, которые будут вкалывать вместо человека, ибо воспетый еще Сыроежкиным образ будущего до сих пор актуален.
Но я про другую ситуацию: предложил мой сын своему однокласснику прийти на занятие, где надо помогать особенным ребятам. А одноклассник ему говорит: “Не хочу я никому помогать”. И не пошел. И можно сколько угодно говорить о выборе каждого, о том, что ребенок никому ничего не должен. Но если посмотреть на поколение глобально, то мы увидим прототип тех самых роботов, которых они мечтают создавать. Для которых взаимоподдержка, стремление к цели через “не могу и не хочу”, командность - какие-то абстрактные понятия. Концепция индивидуализации достигла своего предела. Потому что родители сегодняшних детей разочаровались в коллективных идеях, их когда-то очень красиво кинули с развалом страны.
А что мы получаем в итоге? А в итоге у нас полное отсутствие будущих профессионалов в социальном секторе. То ли это немодно, то ли никому не нужно. Нет у нас такой специализации, как координатор социального проекта, этому не учат. А зря.
Или вот вам еще ситуация: формируем студенческую команду, приходят молодые, добрые, желающие что-то изменить ребята. Но честно признающиеся: не знаем мы, как социальные проекты запускать, не знаем мы, как ими заниматься. Не знаем мы вообще, как помогать. Вот ведь где парадокс: научили ребят, что надо учиться и развиваться, а зачем это делать - сообщить забыли. А без внешнего целеполагания, без миссии и благородной идеи молодость гибнет. И раньше времени появляются у нас молодые старички и старушки, циничные или разочарованные, без направления. Биороботы такие. А самое страшное, что многие из них осознают, что происходит. Только вот сделать ничего уже не могут.

Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА, координатор подростковой инклюзивной команды

Поделиться
Класснуть