Геннадий ЛУПАРЕВ: От кривосудия к правосудию
Недавно в Астане состоялось расширенное совещание руководящих судебных работников, посвященное итогам деятельности судов в прошлом году. На этом форуме новый председатель Верховного суда РК Жакип АСАНОВ обнародовал свою концепцию улучшения казахстанского правосудия.
Самое примечательное в выступлении верховного судебного начальника - его публичное признание ряда пороков наших судов, прежде скрываемых предшественниками. Однако рецепты Асанова воодушевления не вызывают. Они носят характер благих пожеланий, коих и ранее провозглашалось немало. Недаром Асанов заявил: “Никаких реформ предлагать не будем”. Хотя казахстанское правосудие давно нуждается в коренной реконструкции.
Его печальное состояние является следствием той нелепости, которую сформировала многолетняя политика вождей Верховного суда, желавших совместить несовместимое - конституционную независимость судей и свое упорное стремление непрерывно руководить ими. Зачем? Казалось бы, все предельно просто: ну пусть какой-то судья вынесет неправедный или неграмотный вердикт. Что в этом страшного? На подобные случаи есть апелляционная и кассационная инстанции, обязанные отменить такое решение или приговор судьи. И вот тут начинается самое интересное...
Отмена незаконного вердикта - хорошо это или плохо? Наивный обыватель на этот вопрос ответит однозначно: конечно, хорошо!
Но у судебных начальников мнение иное. Что тут хорошего, если придется возвращать взятку заплатившему истцу или ответчику либо портить отношения с агашкой, использовавшим телефонное право? Единичные отмены “нужных” решений и приговоров еще можно пережить, а если апелляционные инстанции будут их тотально отвергать?.. Кто же тогда при отсутствии гарантированного исхода дела захочет платить мзду?
Вот и приходится председателям судов и коллегий изощряться над грудой апелляционных и кассационных дел. Совсем не отменять незаконные вердикты нельзя - никто в такое “идеальное” правосудие не поверит. А начни действовать по закону, быстро сломаешь голову. Рядовые судьи городских и областных судов по секрету рассказывают, что на практике изобретены шифры, указывающие им, как подходить к тому или иному делу. Скажем, если председатель на уголке жалобы поставил карандашом еле заметный крестик, значит, это решение суда можно отменить, а если галочку - называй белое черным, а черное - белым, но решение должно остаться незыблемым.
Жакип Асанов о таких нравах и порядках, безусловно, знает. Но упомянул о них скромно: “Зачастую облсуды закрывают глаза на незаконные приговоры из-за показателей”.
Что касается судей апелляционных и кассационных инстанций, то их усердные поиски нарушений закона следует только приветствовать и оценивать со знаком плюс. Если они достаточно много отменяют решений и приговоров первой инстанции, значит, работают успешно, как говорится, не зря хлеб едят.
Опытные казахстанские адвокаты, основываясь на своем многолетнем участии в судебных процессах, утверждают, что уровень произвола ныне перехлестывает половину всех рассмотренных дел. Поэтому, если Жакип Асанов на посту председателя Верховного суда доведет общее число отмен судебных вердиктов хотя бы до 15-20 процентов, это станет для Казахстана огромным шагом от кривосудия к правосудию.
Чтобы добиться такого результата, нужно сначала ликвидировать как класс постоянных председателей судов и судебных коллегий. Их несложные обязанности поочередно сроком на один год должны выполнять сами судьи той или иной инстанции. Тогда никто из временных начальников командовать коллегами не сможет.
Еще очень важно сделать районные и областные суды, а также Верховный суд достаточно автономными и тем самым разорвать внепроцессуальные связи между ними. Для этого надо, в частности, изменить порядок формирования указанных судов. Он должен быть разным для каждой судебной инстанции. Пусть членов Верховного суда по-прежнему утверждает сенат парламента, а президент назначает судей областных судов. Но судей низового звена необходимо избирать населением и переизбирать каждые пять лет, как это было в советские времена. Только обязательно на альтернативной основе.
Здесь уместно будет вспомнить, что легендарные казахские бии, именами которых ныне называются улицы и целые районы, не назначались ханом или царем, а вырастали на признании народа.
Геннадий ЛУПАРЕВ, правовед, доктор юридических наук