3428

Руслан БАХТИГАРЕЕВ: Мордой - в книгу

Если бы меня спросили, кто самый главный человек в Казахстане, который может решить практически любые проблемы, я бы без запинки назвал это имя - Марк ЦУКЕРБЕРГ, основатель социальной сети Facebook. Хотя насчет всего Казахстана, я, наверное, погорячился. Но вот в крупных городах, таких как Алматы, это стопроцентно!

Наше общество напоминает мне некую общину лагерного типа. Выносить сор из избы - уят, а жаловаться - это не по-пацански. И, как правило, мы слепо следуем этой общепринятой модели поведения. Если есть проблемы - стараемся решить их на месте. Оттого-то и коррупция в нашей стране непобедима, оттого-то и проблемы вековой давности у нас остаются актуальными по сей день.
Правда, бывает, что люди устают от этого бардака и пытаются найти правду или защитить свои права. Но если закон о защите прав потребителей более-менее эффективен, когда речь идет о покупках, то он абсолютно беспомощен, когда речь заходит о сфере услуг.
С услугами у нас полный швах. Поставщики услуг относятся к потребителям, как к быдлу с деньгами. На любую даже мало-мальскую претензию отвечают просто, но понятно: “Не нравится - идите к другому”. Но что делать, когда речь идет о монополисте? Что делать, когда деньги уже заплачены, но услуга не оказана вовремя или в полном объеме? Как решить эту проблему и можно ли ее решить?
Можно. Не всегда, конечно, но попытаться стоит. Нужно просто сообщить о своем противостоянии, написав пост в Facebook (дословно переводится с английского, как “Лицокнига” или “Лицевая книга”). Увы, эта социальная сеть сегодня, пожалуй, единственный механизм воздействия на поставщиков услуг, возомнивших о себе невесть что.
Я, признаться, сам частенько вынужден прибегать к этому методу. Так было, когда ТОО “ИВЦ” включило в квитанцию об оплате коммунальных услуг счета в пользу каких-то частных компаний (см. “Лайфхак от маленькой компании”, “Время” от 18.11.2016 г.).
Так было, когда мебельная компания Zeta две недели мурыжила меня с доставкой и сборкой шкафа, который я у них купил. Так было с компанией Alser, которая продала мне телевизор в кредит, но после того, как кредитный договор был оформлен, выяснилось, что телевизора в наличии нет. Так было с компанией Burger King, когда мне продали бургер с подгоревшей булочкой. Так было с “Алматинскими тепловыми сетями”, когда дома внезапно стало холодно, а в их офисе сказали: “Разбирайтесь с КСК”. Так было с электриками, которые пытались меня обуть на 15 тысяч тенге при замене счетчика, якобы у меня была повреждена пломба и я якобы имел возможность воровать электричество…
Каждый раз схема одна и та же. Сначала вы, столкнувшись с какой-то неадекватной услугой, пытаетесь добиться справедливости стандартным способом - ищете номера телефонов руководства компании, звоните им, высказываете претензии, если дозвонитесь, конечно… А в ответ - тишина. Реакции - ноль. И тогда приходится писать об этом “прекрасном” отношении к клиентам в соцсетях. Писать с одной целью: предупредить других потребителей: мол, не связывайтесь с этой компанией - себе дороже.
И тут-то возникает эффект. Молниеносно! По себе знаю. Сразу же начинают звонить топ-менеджеры, приносить свои извинения, просят удалить публикацию и клятвенно заверяют, что такого больше не повторится. Но повторяется: не у тебя, так у других, не у этой компании, так у другой. Замк­нутый круг какой-то.
Но самое страшное заключается в том, что если мы, продвинутые пользователи, можем хоть как-то повлиять на ситуацию, то что делать старикам, которые с компьютерами не дружат, не говоря уже о соцсетях. Ведь именно эта часть населения больше всего подвергается наплевательскому отношению, обману, а порой и вымогательству со стороны поставщиков услуг. То есть те, кто меньше всего защищен в социальном плане, страдают больше всех. И пожаловаться они не могут, не могут ткнуть этих зажравшихся товарищей мордой в книгу. Вот и остается у них в распоряжении только стандартная схема, которая заканчивается всегда одинаково: не нравится - ищите другого!

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, журналист

Поделиться
Класснуть