Нурлан АБДЫШЕВ: Куда подевались анискины?
Ни для кого не секрет, что население считает неудовлетворительной работу сотрудников внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений. Причин тому немало, и об этом сейчас много говорится в СМИ. Я как бывший сотрудник хочу поделиться своими мыслями по организации деятельности МВД.
Основной вопрос - это кадры. В полиции, как я знаю, в последнее время ужесточили требования по приему на службу, но при этом основной упор делается на физические данные и интеллектуальные способности человека. А образование у многих поступающих на работу гражданское, в лучшем случае - юридическое.
Вот и получается, что в полиции работает много недостаточно профессионально обученных людей. Об этом можно судить по многочисленным жалобам граждан и видеороликам, снятым самими гражданами. По ним видно, что сотрудники даже с солидными погонами не знают, как вести себя в различных ситуациях, реагировать на изменение обстановки, правильно задерживать правонарушителя. Ведь в таких случаях необходимо не только уметь применять соответствующие навыки пресечения правонарушения и задержания, но и не допустить неправильных действий, которые могут повлечь жалобу с другой стороны. А этому не смогут научить ни в одном гражданском учебном заведении.
Поэтому я считаю, что в МВД нужно изменить систему обучения и переподготовки сотрудников в сторону повышения их профессиональных качеств. Здесь можно вспомнить средние специальные школы милиции, действовавшие в советское время.
Второй вопрос - это недостатки в предупреждении преступлений. Как известно, легче предупредить преступление, чем его потом раскрывать. Так вот, в советское время существовала служба профилактики в управлениях МВД. А в этой службе основным подразделением были участковые инспектора. Они работали в аулах и поселках, в отдельных районах городов по нескольку, а то и более десяти лет.
Я сам на одном участке проработал более пяти лет, и до сих пор меня узнают при встрече проживающие или проживавшие там люди.
За долгие годы работы на одном месте участковые хорошо изучали подотчетную им территорию, поэтому оперативники при раскрытии какого-либо преступления обращались к ним по установлению разыскиваемых ими граждан.
Потому что местные анискины работали с населением, и с них спрашивали за знание своего участка. Если там совершалось преступление, обязательно спрашивали с участкового, какие меры были им приняты по недопущению преступления и тем более, если совершил его проживающий на данном участке гражданин, состоящий на учете. И если обнаруживалась вина участкового, то его наказывали.
Старожилы нашего города еще помнят своих участковых. Например, Кравченко и Демидовича, которые проработали на своих участках более 20 лет. Первый ушел на пенсию с должности участкового в звании подполковника (за заслуги в работе звание присвоено министром), а второй работал на руководящих должностях транспортной полиции и сейчас проживает в Белоруссии.
Сейчас такого не встретишь, разве что только в сельской местности. Вот поэтому сегодня нередко в квартирах домов обнаруживают лиц, которые длительное время хранят оружие, наркотики, запрещенную религиозную литературу или готовятся к совершению преступлений.
Причина этого мне видится в том, что сейчас участковые инспектора не работают с населением. Да и сами участковые часто меняются на участках. Большинство жителей их не знает. Я понимаю, что в крупных городах и столице большая миграция. Поэтому тем более участковому инспектору надо чаще бывать на своем участке, чтобы быть в курсе событий. А спроси у многих жителей города, и они скажут, что не знают своих участковых. А почему они не бывают на участке? Да потому, что руководство управления, отдела полиции сконцентрировано в основном на раскрытии уже совершенных преступлений и все подразделение работает в основном в этом направлении. К этому привлекают и участковых. Они по указанию руководства оказывают помощь следствию, уголовному розыску и другим службам.
Сегодня образовали местную полицию, но ее работы по месту проживания граждан не видно. Повесили объявления в домах с фото и данными участкового (если что, знайте, куда обращаться). В свое время, когда я работал участковым, от нас руководство требовало внимательно обращаться с жителями, проживающими на участке, не пробегать со своей папочкой мимо бабушек, сидящих на лавочке у подъездов, и находить время с ними побеседовать. Не сразу, но по мере общения они могли многое сообщить участковому.
К сожалению, создание местной полиции не приблизило работу полицейских к населению. О ее результатах говорят многие, в том числе президент страны, который выразил недовольство по этому поводу на одном из совещаний в правительства.
Одним словом, есть над чем задуматься.
Нурлан АБДЫШЕВ, майор полиции в отставке