2661

Денис НАТОЧИЕВ: Об умении говорить “нет”

Объявление по магазину: “Уважаемые покупатели! Убедительная просьба не употреблять продукцию до оплаты на кассе”. Вещь, казалось бы, логичная. Положил в тележку товар, пробил на кассе - и делай с ним что хочешь. Хоть жуй по дороге домой, хоть уже дома перед телевизором. Зачем же съедать в самом супермаркете? Что за напасть такая?

А напасть эта в подавляющем большинстве - дети. Наши детки, надежда и отрада, продолжатели рода. Ну как тут отказать заплаканному чаду, которое срочно захотело пить, съесть шоколадку или еще бог весть что. Мы же любящие родители, и у нас своя логика. Срочно сунуть в пухлые ладошки, сжимающиеся в требовательном “дай, дай” какую-нибудь вкусняшку. В старости нам это стаканом воды вернется. Ребенок сыт, родитель доволен - идиллия. А просьба девушки по громкоговорителю - лишь малая формальность, которую мы легко игнорируем. Мы  и не такие просьбы и даже требования мимо ушей пропускаем. Наше чадо куда важнее. Перед ним весь мир открыт. Но вот только эта мелочь в виде выпитых бутылочек на транспортере легко и просто трансформируется в другие вещи, не те, что мы ожидаем. Что можно ожидать от ребенка, который растет и не знает слова “нет”? 
В свое время Зигмунд Фрейд описал в своем психоанализе трехкомпонентную структуру модели психики человека и ввел несколько понятий: “оно”, “я” и “сверх-я”. Где “оно” - это инстинкты, “сверх-я” - это ценности общества и “я”, соответственно, каждый из нас. В свою очередь “я” является продуктом конфликта “оно” и “сверх-я”. Так где же конфликт? А его попросту нет. Мы так боимся, что наше чадо получит психологическую травму, которая в далеком будущем выльется в ужасающие последствия, что при любом всхлипе несемся моментально удовлетворять его потребности. А может быть, для своего личного комфорта, который мы ценим не меньше? Ведь проще сунуть шоколадку, чем объяснять, утирая слезки, что сначала нужно заплатить.
Конечно, данная ситуация в супермаркете - лишь один из примеров, которых при желании можно найти массу. Монумент воспитания, некогда незыблемый, с прочным фундаментом, неизменно кренится у нас в сторону личности, которая стала выше общества. И потребности, и желания этой маленькой растущей личности уже практически новый золотой телец. Растет фрейдовское “оно” в ребенке, не зная преград, подкармливая свои “хотелки” родительским чадолюбием, и уже вытесняет все приличное из своего окружения.
Любое поколение входит в историю своими героями. У нас тоже есть свои герои, к сожалению, только со знаком минус. Усеновщина приобрела нарицательный характер. И пока она олицетворяет только безнаказанность золотой молодежи. Но со временем она будет иметь более широкое определение. Ведь разница между Усеновым и ребенком в тележке супермаркета, жующим неоплаченную шоколадку, только лишь в количестве нулей на счетах родителя. Общего в них гораздо больше. И тот и другой редко сталкиваются со словом “нет”. И того и другого холит и лелеет родитель, каждый на своем уровне и с учетом своих возможностей... Но это уже частности. Сама система отношений одинакова. И итог один.
Мы получаем новый формат человека, абсолютно эгоистичного и даже не задумывающегося над тем, что кроме его сиюминутных желаний в этом мире есть что-то еще. Вы думаете, я преувеличиваю? Отнюдь. Время цветочков уже прошло, мы потихоньку собираем ягодки.
Наплевательского отношения друг к другу у нас уже через край. Хочу - по обочинам езжу, разгоняя сигналом прохожих: я же тороплюсь. Хочу - в караоке ору до потери пульса и утренних петухов: мне же хорошо. Хочу - мимо очереди в кассу иду: я же опаздываю. И так далее, и тому подобное.
А дальше будет хуже. Потому что мы перестали объяснять детям, что нельзя, а что можно, что хорошо, а что плохо. И самое главное, отвечать на простой вопрос: почему? И едут по ленте перед кассой пустые бутылочки и фантики от конфет. И летят в пустоту под купол супермаркета просьбы администрации. И сидят в тележках сытые и довольные, пока еще милые детишки. Наша надежда и опора.

Денис НАТОЧИЕВ, менеджер

Поделиться
Класснуть