3163

Дмитрий ШИШКИН: Золотое дно

Чудесная история с публикацией списков обладателей государственных образовательных грантов на обучение, последовавшим бунтом родителей тех, кто эти гранты не получил, и фактически моментальным ответом от Министерства образования в виде нового, дополнительного списка - это, судя по всему, дно нашей образовательной системы.
Уже в следующем году министерство намерено официально признать знак “Алтын белгі” ничем (разве что похвальной грамотой), а, соответственно, по сути официально же подтвердить слухи о том, что в сфере школьного образования тотальная коррупция и многие золотые медали попросту продаются. И это не наше родное достижение - то же самое было и в советской системе, куда более стройной, кстати, и лучше контролировавшейся. Но постепенная девальвация школьного золота на фоне общей деградации страны была очевидной. Даже в прямом смысле - поначалу (до 1960 года) медали чеканили из настоящих золота и серебра, потом - по мере того как медалистов начали выпускать уже тысячами - перешли к позолоченным и посеребренным изделиям. В переносном смысле девальвация также наблюдалась: сначала медаль была верным пропуском в вузы, потом медалистов решили принимать вне конкурса, только если они сдавали на отлично профильный экзамен. Закончилось все полной отменой льгот.
В России, например, окончательно это было сделано в 2009 году параллельно с введением Единого госэкзамена (ЕГЭ), что, в общем, логично: эти две системы никак не совместить, подходы к измерению уровня знаний разные. Но у нас почему-то решили и ЕНТ внедрить, и льготы медалистам оставить. Параллельно, как и когда-то в Союзе времен застоя и перестройки, количество отличников вдруг выросло в разы.
Намерение покончить с льготами для белгийцев Министерство образования озвучило еще в марте этого года. Было сообщено, что теперь они будут иметь преимущественное право на грант только в том случае, если наберут одинаковое количество баллов на ЕНТ с “простым” претендентом. Многие родители посчитали, что изменения уже вступили в силу - отчасти этим была вызвана их нынешняя акция протеста у здания Минобра. Они не учли просто внеконкурсную очередь из “медалистов”.
Но на самом деле законопроект только был внесен на рассмотрение и еще не только не вступил в законную силу, но даже не рассмотрен парламентом.
Что интересно, министерство планировало изначально два нововведения провести вместе: оставить полностью на совести школ утверждение претендентов на “Алтын белгі” и убрать их льготы при поступлении. Но вот первое изменение, которое “на совесть”, в силу вступило, а второе - нет.
В итоге получите то, за что боролись. Совесть школьных директоров сыграла с министерством дурную шутку: в этом году по льготам поступало рекордное количество белгийцев - 4435!
Плюс еще льготники из сельских школ - для них отдельные квоты (об их количестве министерство почему-то умолчало). Плюс победители олимпиад - еще 1147. Итого более шести тысяч льготников на 37 932 выделенного на всю страну гранта.
Что интересно, ни у кого никаких вопросов по победителям олимпиад не возникло - эта сфера более-менее прозрачная. Туда могут отправить кого-то в обход лучшего отличника, но дурак там место не займет.
Нет вопросов даже по сельским квотам - люди стараются принимать во внимание государственную политику (эти люди потом на село должны вернуться работать).
Единственная по существу претензия - белгийцы. Доверия нет к системе.
Министерство выкрутилось, каким-то чудом за пару дней успев найти средства на обучение дополнительных 1487 студентов. За “свой” счет и “министерства здравоохранения” (в кавычках пишем, поскольку откуда “свои” деньги у министерств? Это все бюджет), а также за счет средств университетов (тут уже интереснее - у них есть как бюджетные деньги, так и свои, заработанные на платных услугах. Неужели свои отдали?).
В связи с такой скорострельностью решений Мин­обра терзают смутные сомнения: а не знало ли оно заранее, чем это все обернется?
Понятно же, что медалистов лишать пока еще законных льгот никто не имел права. Тем более что среди них уж точно не все блатные и проплаченные - в каких-то семьях детей с первых школьных лет готовили к тяжелой судьбе отличника ради бесплатного обучения в вузе.
Кто виноват в итоге в этих непредусмотренных бюджетных затратах, в этой акции протеста в центре Астаны? Министерство или депутаты, решившие, что проблемы образования подождут, когда есть дела поважнее - вовремя уйти на каникулы?

Дмитрий ШИШКИН, журналист, Алматы

Поделиться
Класснуть