Гульбану АБЕНОВА: Made in Каzakhstan руками турецкого гастарбайтера
Попался как-то в руки проспект с рекламой отечественной обуви. Натуральная кожа, натуральный мех, красивые современные модели, недорогие. “Не может быть, что все это создано под Астаной”, - решила я и отправилась в поселок Қараөткел, что в пятнадцати километрах от столицы.
Меня встретила хозяйка производства Жанар ТЕЛЬБАЕВА. Любезно показала цех. Вот здесь и производится обувь Made in Kazakhstan. Это, конечно, далеко не обувная фабрика “Жетысу”. Цех больше похож на мастерскую по ремонту обуви. Пара оборудования для кройки, клейки, машинки для шитья кожи, приобретенные благодаря поддержке фонда “Даму”. В данный момент в этом цехе работают два мастера из Турции. Прежде чем запустить производство, долго искали мастеров, постоянно давали объявления.
- Но так и не нашли, - говорит Жанар. - Откуда мастерам взяться-то? У нас когда и где была обувная фабрика? Правильно, в Алматы. И что с ней стало после 90-х? Исчезла, в общем, без следа обувная фабрика “Жетысу”. Пригласили двух турецких мастеров. В день они делают в среднем пять пар обуви. Это, конечно, мало, поэтому и рекламы своей обуви не делаем. При наплыве покупателей просто физически не сможем удовлетворить спрос.
А спрос, по ее словам, на производимый ими отечественный товар большой. Те, кто однажды покупал у них обувь, возвращаются, убедившись в ее качестве. Для большинства цены в 20-30 тысяч тенге за пару сапог вполне приемлемы. Сейчас их бутик находится в ТЦ “Алаш” в районе Центрального рынка. Там небольшая аренда. А вот в торговых домах Левобережья она немыслимая для начинающих предпринимателей - от миллиона тенге, к тому же нужно внести несколько миллионов в качестве депозита. С такими расценками понятно, что мы не скоро увидим в “Хан-Шатыре” или “Меге” продукцию отечественного производителя.
Мастер из Турции Хамза КОКЛУ говорит, что хотел бы обучать местных ребят ремеслу обувщика. Однако молодые казахстанцы не хотят быть обувными мастерами. Видимо, в нашем обществе это не считается престижной профессией. У них же, у турок, если человек долго занимается одним делом, то пользуется и уважением, и почетом. Поэтому в Турции часто можно увидеть пожилых портных, официантов, пекарей, слесарей и т.д. И они гордятся своей профессией.
У нас среди молодежи пока наблюдается такая тенденция: поступают в вуз на юриста ими экономиста, но по специальности работают единицы.
Я как-то писала про девушку, которая окончила факультет международных отношений ЕНУ им. Гумилева. Чему ее там учили, непонятно, но после окончания университета и пары слов на английском не могла связать. Понятно, что дипломатом она не стала. На госслужбу тоже не смогла устроиться: нет у мамы нужных родственников. А жить надо, вот и пошла продавать курицу на базар. Вторая тенденция у наших молодых (у тех, кто без диплома о высшем образовании) - сегодня он официант, завтра разнорабочий на стройке, послезавтра (если повезет с машиной) - таксист, дальше - консультант в магазине бытовой техники, охранник, заправщик… А потом начинается: заплатили мало или не заплатили вообще, оштрафовали, невозможно оплачивать кредит за айфон, не хватает на проезд, на пропитание, аренду комнаты в столице…
И проработав месяц - от силы три, уходят. Временщики, одним словом. Не для того, говорят, нас мама родила, чтобы до пенсии быть консультантом, таксистом или официантом. Ждут шанса, чтобы протолкнутся куда-нибудь “в люди”.
Гульбану АБЕНОВА, жительница Астаны