Сабит АМАНБАЕВ: Первые в печальном рейтинге
По итогам 2016 года Казахстан занял первое место среди стран СНГ и Европы в рейтинге дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Кто виноват в том, что мы возглавили эту печальную статистику?
Цифры пугающие: 24,2 человека на 100 000 населения ежегодно погибают на дорогах нашей страны. Это совсем не тот рейтинг, во главе которого хотелось бы оказаться государству, стремящемуся попасть в тридцатку развитых стран. По-хорошему после этой новости наше правительство должно было провести чрезвычайное совещание и попытаться разобраться, почему не работает существующая программа обеспечения безопасности движения, как расходуются выделяемые на нее государственные средства и почему мы достигли этого страшного результата.
Думаю, посовещавшись, наши чиновники поняли бы, в чем дело. Ведь причины очевидны любому работающему в этой отрасли. И я хотел бы их перечислить.
- Практически потерян контроль и надзор за безопасностью на дорогах. Процветают нелегальные автобусные перевозки, не соблюдается режим труда и отдыха водителей.
- Десятки тысяч предпринимателей работают в постепенно деградирующей отрасли внутренних грузовых перевозок. В этой сфере царит дикий рынок и отсутствует системная работа по обеспечению безопасности движения. Водители нарушают габаритные ограничения, превышают осевые нагрузки, а это влияет и на потерю маневренности, и на увеличение тормозного пути, разрушаются автомобильные дороги.
- Из-за отсутствия предусмотренного законом об автомобильном транспорте субсидирования убытков перевозчиков на социально значимых автобусных пассажирских маршрутах предприниматели вынужденно назначают водителям план доходов. А это погоня за прибылью, вынуждающая в борьбе за выручку устраивать гонки на дорогах, неминуемо ведущие к трагедиям.
- Проблема с подготовкой и дефицитом квалифицированных водителей. Практически сведенная к нулю профилактическая работа по обеспечению безопасности движения. Мы дожили до того, что многие участники движения попросту не различают дорожные знаки.
- По износу автопарка страны мы тоже оказались в лидерах. Согласно последней статистике 64,8 процента грузовых автомобилей и 56,8 процента автобусов старше 20 лет. Это, по сути, металлолом, не отвечающий требованиям экологии и безопасности.
Все это в совокупности и приводит к той пугающей статистике, о которой я говорил в самом начале. Наверное, после анализа ситуации в правительстве задались бы вопросом: как же автотранспортная отрасль докатилась до такого состояния?
Я тут же могу дать ответ: все эти ужасные показатели - результат отсутствия системной работы уполномоченного государственного органа в лице комитета транспорта. Эксперименты с изменениями структуры исполнительной власти привели к исчезновению Министерства транспорта и коммуникаций. Сейчас за это отвечает Министерство инвестиций и развития - гигантское ведомство, запутавшееся в том, кому и чему отдать приоритет, и не способное четко сформировать и реализовать эффективную отраслевую политику. В итоге сфера автотранспорта сегодня не может рассчитывать на инвестиции, а значит - и на развитие. Остается только все больше погружаться в кризис. О неудовлетворительной работе комитета транспорта говорилось множество раз, но толку от этого пока мало. Нужны срочные и решительные меры. В частности, вместо ныне существующего управления автомобильного транспорта, в состав которого входят всего семь человек, нужно создать полноценный департамент, который мог бы формировать отраслевую политику. Его сотрудники вместе с общественными организациями могли бы разработать новую государственную программу в сфере безопасности дорожного движения. Иначе мы не сможем избежать новых жертв на дорогах.
Сабит АМАНБАЕВ, генеральный директор союза автотранспортников Казахстана