4181

Светлана СПАТАРЬ: Про снег и приоритеты

На этой неделе аким Алматы уволил руководителя управления, ответственного за уборку снега. Координация работы коммунальных служб была признана неудовлетворительной. Причем неожиданно аким вспомнил про “город для людей”. Это вызывает недоумение. Почему он не подумал об этом раньше, когда городские власти готовились к зимнему сезону, и еще тогда не дал распоряжение усилить работу по очистке тротуаров?

С момента аномального, как его упорно называли в городском акимате, снегопада прошло уже две недели. Все прекрасно помнят, что пришлось пережить алматинцам: улицы, заваленные снегом, пробки такие, что некоторым пришлось добираться на работу по нескольку часов, внезапно исчезнувший общественный транспорт и тротуары, по которым невозможно было ходить. За это время улицы худо-бедно почистили, но осадок, как говорится, остался. Что тогда произошло?
О том, что будет снег, акимат предупреждал горожан заранее. Мы к этому были готовы морально, по крайней мере. Думаю, и власти тоже. Ведь им прогноз от синоптиков приходит намного раньше, и у них была возможность мобилизоваться, причем позаботиться не только о том, чтобы быстро и качественно почистить дороги, но и привести в боеготовность парк общественного транспорта и убрать снег с тротуаров.
Вот здесь проявились те самые приоритеты. На первом месте оказались дороги, по которым ездят автомобили, а все остальное... Все остальное было задвинуто на второй план. Как всегда, впрочем. Безусловно, проезжую часть нужно чистить - с этим никто не спорит. В конце концов, по ней двигаются автобусы и троллейбусы. Но параллельно, повторяю, параллельно, нужно было убирать тротуары и остановки. Чем люди, идущие пешком, хуже тех, кто едет на машине? Тем более что нынче случился не только погодный, но и транспортный коллапс. И алматинцы, у которых нет своих машин, пострадали больше всего. Общественный транспорт работал так плохо, что людям (тем самым пешеходам, которые брели по “козьим” тропкам, протоптанным такими же безлошадными, как они, а потом пробирались к остановкам, заваленным глыбами снега, убранного с проезжей части) приходилось по тридцать-сорок минут ждать автобус. На морозе, замечу. Кстати, удивительно, что аким никак не отреагировал на безобразную работу общественного транспорта и не наказал руководителя соответствующего управления.
А ведь какой шанс для агитации был у властей Алматы, не первый год твердящих о том, что все должны пересаживаться с личных автомобилей на общественный транспорт! Только представьте: автобус четко по графику мчится по очищенной в первую очередь выделенной полосе, на его пассажиров с завистью глядят автомобилисты, изнывающие в пробке. При таком раскладе те, кто привык сидеть за рулем, сами, без лозунгов и призывов, выбрали бы автобус. Но пока это только мечты. И, вспоминая о том, что происходило в те дни, вряд ли в ближайшее время осуществимые. Шанс власти упустили. Ни один человек с нормальной психикой не согласится стоять 40 минут на морозе. Он все равно будет стоять, но в пробке и сидя в своем теплом автомобиле.
Неужели, зная о том, что будет снег, нельзя было проверить, в каком состоянии общественный транспорт? Или в акимате опять же в первую очередь думали только о том, как очистить дороги? Автомобилисты снова оказались на первом месте. Так и хочется спросить: почему? В городе живет полтора миллиона человек, примерно полмиллиона - автомобилисты, это только каждый третий. И все они, замечу, тоже ходят пешком. К тому же среди пассажиров общественного транспорта больше всего тех, кто относится к незащищенным слоям населения. И в первую очередь нужно обращать внимание именно на них. Честно говоря, было очень грустно читать отзывы некоторых людей, которые писали в соцсетях: пусть бабушки и дедушки дома сидят, нечего им в такой холод гулять. Извините, а у них не может быть своих дел? А может быть, всем тем, у кого нет машин, сидеть дома и ждать, пока растает снег? Разве таким должен быть подход и отношение друг к другу? Пока мы мыслим подобными категориями, а власти так расставляют приоритеты, Алматы по-прежнему будет оставаться городом для машин. Печально, но люди здесь пока не на первом месте.

Светлана СПАТАРЬ, велоактивист, координатор проектов экологического общества “Зеленое спасение”

Поделиться
Класснуть