Камал ОРМАНТАЕВ: Педиатрия в Казахстане: настоящее и будущее
Около десяти лет назад в Казахстане началась так называемая реформа медицинского образования, которая привела к закрытию педиатрических факультетов. Да, реформы нужны, но сначала их надо обсуждать со специалистами и общественностью, а потом уже реализовывать. Но в то время министром здравоохранения был финансист, окружали его управленцы - и мы получили то, что получили.
Закрыли педиатрические факультеты не только мы - Украина и Киргизия тоже решились на подобный шаг. Это делалось в рамках Болонской конвенции, где ничего не сказано о подготовке педиатров. Но через два года эти страны поняли свою ошибку и вернулись к прежней системе. Сейчас педиатрические факультеты в медицинских вузах имеются во всех странах СНГ. Мы же неоднократно обращались к правительству, президенту, но без толку. Открытию педиатрических факультетов мешали некоторые известные личности, так называемые организаторы здравоохранения, которые и говорили, и писали статьи о том, что педиатры не нужны - всех должны обслуживать семейные врачи. Но существует примерно 14 000 болезней, и некоторые врачи даже их названий не знают! Один врач не может знать все! А профессия педиатра объединяет более 20 специалистов: неонатологов, детских инфекционистов, детских хирургов, детских анестезиологов-реаниматологов и т. д.
Слава богу, после долгой борьбы было (я и через вашу газету выступал на эту тему) принято решение восстановить педиатрические факультеты, за что хочу выразить огромную благодарность президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ, премьер-министру Бакытжану САГИНТАЕВУ, вице-премьеру Имангали ТАСМАГАМБЕТОВУ, министру здравоохранения и социальной защиты Тамаре ДУЙСЕНОВОЙ.
И теперь важно понять, каким образом должно строиться обучение. Раньше в КазНМУ им. Асфендиярова на факультет педиатрии ежегодно поступало около 300 студентов, из которых 250 оканчивали вуз и шли работать. Аналогично и в других мединститутах. Сегодня же педиатров катастрофически не хватает. Например, в Балхашском районе работает всего один неонатолог на весь регион! В Алматы тоже резко сократилось количество специалистов - в два-три раза. И это при том, что дети с подростками составляют 30 процентов населения.
Надо срочно действовать. Я предлагаю изучить программу подготовки врачей-педиатров в России (например, в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете), Белоруссии, на Украине: сколько часов они изучают те или иные предметы. Кроме того, я предлагаю первые два года принимать студентов с
1 января, чтобы ускорить подготовку специалистов. Ведь пока они будут учиться, педиатров совсем не останется. Поэтому не будем терять время!
Сегодня, чтобы стать педиатром, нужно учиться девять лет, хирургом - 10-11 лет. Человек учится семь лет в стенах института, а потом его ждет еще несколько лет резидентуры. Не прошел резидентуру - не имеешь права работать, хотя после семилетнего образования получаешь диплом врача. Мы можем сохранить эту систему, если обеспечим резидентов финансами. Ведь у них есть семьи, дети - можно ли их содержать на 60 тысяч тенге? А за рубежом резиденты получают 1000-2500 долларов! Если мы сможем обеспечить то же самое, то, пожалуйста, пусть учатся! Но ведь не сможем. Поэтому должно быть так: шесть лет изучают общие предметы, седьмой год - специализация, а потом идут работать. Что касается резидентуры, то надо дать врачам право выбора.
Еще меня волнует то, что сейчас кандидатские и докторские диссертации не защищают - вместо этого есть степень PhD. Но что такое PhD? Это доктор философии, то есть упор делается на теоретическую подготовку. Клинических предметов очень мало, практики мало. А между тем в России и Германии наряду с PhD защищают кандидатские и докторские диссертации. Почему бы нам не сделать то же самое? Я беседовал с министром здравоохранения, он говорит, что надо обращаться в Минобр. Опять годами обивать пороги, писать письма?.. Но все-таки нужно что-то делать. Ведь наше поколение уйдет, а кто придет на смену?
Камал ОРМАНТАЕВ, педиатр-хирург, академик НАН РК, лауреат госпремий