2225

Закон жанра, но не рынка

Чиновники от туризма предлагают для снижения цен на отдых в Казахстане вроде бы логичный для капитала, но чрезвычайно сомнительный для людей способ.

Закон жанра, но не рынка
Фото Веры ОСТАНКОВОЙ.

Каждый курортный сезон в Казахстане начинается одинаково: туристы жалуются на завышенные цены, чиновники обещают, что "все будет доступнее". На брифинге в Службе центральных коммуникаций, посвященном окончанию сезона, вопрос об этом не мог не прозвучать.

Наверняка и председатель комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта Нуртас КАРИПБАЕВ, и исполняющий обязанности председателя нацкомпании Kazakh Tourism Даниел СЕРЖАНУЛЫ такой поворот предвидели и, конечно, подготовились. Получилось очень интересно.

- Государство не может регулировать цены, - господин Карипбаев вначале вроде как посетовал, но потом приободрился. - Мы максимально создаем условия для предпринимателей. У нас с 2022 года имеются меры господдержки. Если предприниматель построит гостиницу, на 10 процентов государство возмещает его расходы. Есть также другие меры господдержки для туроператоров.

Логика понятна: если гостиниц станет больше, стоимость проживания пойдет вниз. Да будет так.

Второй спикер эту мысль только закрепил:

- Это вопрос конкуренции в первую очередь, - начал Сержанулы. - Чтобы была конкуренция, нам нужно, чтобы все больше инвесторов приходили в отрасль. А чтобы они приходили активнее, нам нужно инфраструктуру развивать. И помогать стимулами, мерами. В целом тур примерно на 30 процентов состоит из расходов на проживание. Чтобы увеличить их количество, государство дает льготные кредиты бизнесу. Предоставляются и другие меры поддержки, такие как возмещение расходов. И, как результат мы видим, что количество мест размещения, в принципе, растет большими темпами! Если, например, три-четыре года назад у нас было около 3000 мест размещения, то сегодня их 4442…

Статистика воодушевляющая, слов нет. Но разве не видит глава Kazakh Tourism в ней роковое противоречие? Количество гостиниц растет, но разве снижаются при этом цены на отдых? Наоборот - растут!

У него уточнили: если в Казахстане увеличится количество мест для отдыха, то он станет доступнее, так?

- Да, это закон рынка! - подтвердил Сержанулы.

Не будем гадать, какой именно закон рынка он имел в виду, но еще века полтора назад известный немецкий философ и экономист Карл МАРКС вывел формулу "спрос определяет предложение". Согласно ей получается, что чем больше туристов устремятся, например, в Бурабай, тем больше там будет появляться гостиниц - без всякого участия государства. И цены они будут устанавливать сами, и тоже без оглядки на планы каких бы то ни было министерств и нацкомпаний.

Между прочим, все так и происходит: осознавая туристический спрос, бизнес на местах и не думает пересматривать прайс в сторону удешевления. Именно в силу того, что раз есть спрос, то люди готовы платить. В итоге туристические центры нашей страны обрастают отелями, гостиницами, постоялыми дворами и клоповниками, но дешевле не становятся.

По словам Сержанулы, в Казахстане существует 19 курортных зон. Самым популярным является Алматинский горный кластер, который обеспечивает половину всего туристического потока. На втором месте Щучинско-Боровская курортная зона, на третьем - Мангистау.

Теперь вопрос: кто там делает кассу?

- Чаще всего в Казахстан приезжают туристы из России, Китая, Индии и Турции, - сообщил Даниел Сержанулы. - В среднем они проводят там от двух до семи дней. Средний чек зависит от страны: у туристов из дальнего зарубежья он составляет от 1,2 до 2 тысяч долларов, у деловых и горнолыжных туристов - еще выше. У туристов из стран ближнего зарубежья - около 800-1000 долларов. В итоге среднее значение по Казахстану составляет 1,65 тысячи долларов.

То есть казахстанцы поставлены перед таким забавным фактом, что гражданину нужно выложить как минимум полторы тысячи долларов, чтобы недельку отдохнуть на своей родной земле.

Ведь чем больше иностранных туристов, тем больше у гостиниц соблазн поднимать цены, а не снижать их. Это ведь тоже закон рынка.

Чиновники уверяют, что "отдых станет доступнее", хотя их же собственные цифры показывают обратное.

Это уже не закон рынка, а закон жанра.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть