Награда по услугам
Госэксперты берут деньги за свои услуги, но, оказывается, это не бизнес.
Центр судебных экспертиз решил не ограничиваться обновлением лабораторной базы и делает ставку на развитие методической составляющей. По словам директора центра Бакытжана БАЙТИЛЕСОВА, одна из внедряемых методик позволит объективнее оценивать обороты цифровых активов и денежных средств, что в условиях цифровизации экономики должно стать принципиальной опорой для расследования экономических преступлений:
- Глава государства в своем послании подчеркнул необходимость активной борьбы с киберпреступностью. Новая методика позволит значительно повысить точность расчета ущерба и укрепить доказательную базу.
Другая методика связана с исследованиями материалов, содержащих признаки оскорбления чести и достоинства. С учетом бурного роста числа конфликтов и правонарушений в медиапространстве ее внедрение должно создать основу для более объективной оценки таких фактов.
Помимо этого центр продвигает и цифровые сервисы: электронная система оказания платных услуг уже проходит тестирование и интеграцию с банковскими платформами. По идее она позволит заявителю пройти весь процесс онлайн - от подачи заявки и расчета стоимости до заключения договора с использованием ЭЦП и оплаты. Сейчас она проходит этап тестирования и интеграции с банковскими сервисами.
Между тем здесь появляется интересный нюанс.
Платные услуги центр оказывает давно, включая заключения специалистов. По закону же антимонопольное согласие на подобную деятельность государственные структуры получают только в том случае, если на рынке нет частных игроков. А ведь рынок судебных экспертиз такими игроками представлен.
Возникает вопрос: насколько правомерно государственным экспертам заниматься такой деятельностью параллельно с частными?
- Правомерно, - заверил Байтилесов. - Судебная экспертная деятельность не является предпринимательской. Основная наша задача не извлечение прибыли, а обеспечение органов, назначающих экспертизу, объективными результатами. Законодательством это не запрещено, в нашем уставе прямо указано право проводить исследования на договорной основе, и устав согласован с антимонопольными органами. Кроме того, это дополнительная деятельность, необходимая для функционирования и развития центров.
Формально аргументы центра выглядят убедительно. Но скептик, пожалуй, заметил бы: когда государственные структуры выходят на рынок услуг, где уже работают частники, граница между "дополнительной деятельностью" и конкуренцией все-таки становится довольно тонкой.
Владислав ШПАКОВ, Астана

Владислав ШПАКОВ