3035

Как же дальше шить?

Доля отечественных производителей на внутреннем рынке легкой промышленности составляет лишь 6 процентов. Когда можно будет всерьез говорить об импортозамещении?

Как же дальше шить?

По словам заместителя председателя комитета промышленности Минпромстроя Мухамеда АНДАКОВА, в прошлом году объем рынка легпрома в нашей стране достиг 4,3 млрд долларов. Спрашивается: то, что своих производителей там 6 процентов, - это много или мало?

Судя по тому, что доля легкой промышленности в валовом внутреннем продукте составила 0,09 процента, - совсем не­много. Однако при этом работой обеспечены 28 тысяч человек, из них 60 процентов - женщины.

И как ни скромно выглядят показатели отрасли, за последние три года экспорт продукции этой “легкой” отрасли все же вырос в 2,5 раза, а объем инвестиций в ее основной капитал составил 12,4 млрд тенге.

- К нам идет большой импорт за счет того, что мы интегрированы во Всемирную торговую организацию и Евразийский экономический союз, где есть определенные послабления для импортной продукции по входу на внутренний рынок, - объяснил засилье иностранщины Андаков. - Необходимо самим поддерживать отечественных товаропроизводителей, чтобы они могли увеличить свои обороты, закупать хорошее оборудование для дальнейшего развития. Мы изъяли из национального режима 1162 продукта для регулируемого закупа у казахстанских предпринимателей. Ведется работа по реестру отечественных товаропроизводителей, что тоже даст дополнительный импульс для загрузки наших производств, которые завтра смогут быть более конкурентоспособны на внутреннем рынке и выходить на экспорт. Необходимая сырьевая база в Казахстане имеется.

Глава национального объ­единения предприятий легкой промышленности Qaz Textile Industry Гульмира УАХИ­ТОВА добавила к этому, что в любой стране есть рынок коммерческий, который обслуживает потребности населения и бизнес-структур, и есть рынок регулируемых закупок, обслуживающий потребности государственных органов и квази­государственного сектора.

- В нашей стране сейчас со стороны правительства принимаются активные меры для того, чтобы навести порядок в системе регулируемых закупок, - объяснила она. - В частности, именно в работе с отечественным сырьем, чтобы все государственные заказы отшивались из казахстанского сырья и максимально увеличивалась доля казахстанского содержания в каждом товаре. Поэтому очень много сейчас мероприятий в данном направлении выполняется. В частности, льготное кредитование на покупку оборудования для компаний, которые хотят налаживать сырьевую базу.

Что же касается потребностей коммерческого рынка, где требуются ткани более высокого класса, то это, по мнению Уахитовой, дело будущего, поскольку речь идет о более высоком сегменте конкуренции.

- Сейчас нам нужно разобраться с тканями для спец­одежды, с фурнитурой и другими материалами, которые используются именно для нужд государства в части обеспечения форменной одежды и спец­одежды, - полагает она. - Мы начинаем с малого, но в дальнейшем, уже после того как вся сырьевая база будет отработана в системе регулируемых закупок, можно будет работать с коммерческим сегментом. Конечно, это будет более сложная работа.

Еще одним способом сдерживания импорта, по мнению экспертов, может стать обязательная маркировка товаров. Для обуви она введена с 1 ноября 2021 года, и сейчас уже можно говорить о каких-то результатах.

- На сегодняшний день промаркировано более 130 миллионов пар обуви с момента введения маркировки, - сообщил руководитель проекта по маркировке товаров легкой промышленности единого оператора “Казахтелеком” Ерлан КАРАБАЕВ. - Если говорить об эффекте, то, согласно данным государственных органов, наблюдается увеличение налоговых поступлений с 8 миллиардов тенге до 25 миллиардов тенге, это более 300 процентов. Также в системе маркировки на сегодняшний день зарегистрировано более 4,5 тысячи участников оборота обувных товаров, что свидетельствует о высокой доле вовлеченности бизнеса в данный проект.

По словам Гульмиры Уахитовой, несмотря на появляющиеся в СМИ критические отзывы об этой практике, в представляемое ею объединение не поступали подобные заявления от предпринимателей, занимающихся реализацией импортной продукции.

- От лица бизнес-сообщества мы консолидируем более 300 субъектов отрасли легкой промышленности, - сказала она. - Так вот, хотим отметить, что, с точки зрения производителей, маркировка - это очень хороший механизм. Во-первых, он позволяет защитить наших граж­дан от некачественной продукции. Каждый потребитель имеет право знать, что за продукцию он покупает. Если вы придете на рынок, то увидите, что, кроме номера размера, на обуви нет никакой информации: из чего сделано, где произведено, к кому претензии по качеству предъявлять…

Во-вторых, отмечает она, у нас импортная продукция, поступающая в торговые сети, дешевле, чем аналоги той же продукции за рубежом. А так вообще-то не должно быть, потому что за рубежом все реализуется вбелую, платятся все налоги, пошлины и так далее. К нам же такой товар попадает серым импортом, и отечественный производитель не может конкурировать.

- Мы слышим порой, что казахстанская продукция по цене может быть дороже, чем импортная, - посетовала Уахитова. - Это результат того, что продукция не маркируется. Поэтому если у нас в стране введут запрет на немаркированную продукцию, то в целом наша экономика сможет развиваться. Сейчас же наши производители все настолько зарегулированы внутренними документами, что у них неравные условия с импортом.

Владислав ШПАКОВ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Астана

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть