Если природа поставила планку...
Несколько лет назад, когда инклюзивное образование в Казахстане только внедрялось, нередко звучал вопрос: как защитить особенных детей от буллинга и агрессии в обычной общеобразовательной школе? Но в последнее время всё чаще возникает другой: как организовать работу инклюзивного класса, чтобы от соседства с особенными детьми не страдали другие, как говорят специалисты, нормотипичные?
Проблему обсуждали на днях в Кокшетау за круглым столом с участием всех заинтересованных в развитии инклюзии ведомств.
- Совсем недавно в специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних в Акмолинской области рассматривалось дело, возникшее из претензий родителей малышей, посещающих детсадовскую группу, - говорила, открывая встречу, ее модератор - политолог и журналист Нина МИТЧИНОВА. - По мнению родителей, мама одного из детей не справляется с его воспитанием: ребенок бьет других малышей, портит их вещи и имущество в группе, убегает от воспитателей во время прогулки. Дошло до того, что две воспитательницы уволились. Но решением суда производство по делу было прекращено из-за отсутствия состава правонарушения: ребенок ухоженный, посещает кружки, мама с ним занимается. По ее мнению, не справляются с воспитанием как раз сотрудники детского сада…
Как рассказала Нина Ивановна, похожая ситуация и в одной из кокшетауских школ, где один из первоклассников кричит на уроках, убегает, проявляет агрессию по отношению к другим детям. Родители других детей считают: пока учитель гоняется по коридорам за гиперактивным учеником, остальные недополучают знания…
Как же вообще устроена система инклюзивного образования? Инструктивно-методическое письмо “Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2024-2025 учебном году”, размещенное на сайте Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина, гласит, что для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями должны составляться индивидуальные учебные планы и программы. Перечислены в документе и нарушения поведения, при которых ребенка должен сопровождать в школе педагог-ассистент: “ученик не может усидеть за партой, встает, ходит по классу; не выполняет требования учителя; не может сам подготовиться к уроку, не выполняет классные задания; говорит вслух, смеется без видимой причины, кричит, плачет, отвлекает детей и мешает работе класса; проявляет самоагрессию и/или агрессию по отношению к одноклассникам, педагогам, другим людям”. Помощь педагога-ассистента этот документ рекомендует предоставлять временно, пока у ученика не сформируются необходимые навыки, или постоянно - детям со стойкими нарушениями общения и социального взаимодействия.
Но не нарушает ли присутствие такого ребенка в классе права и свободы других детей?
- В нашей школе №4 очень много особенных детей, - поделилась руководитель ОЮЛ “Гражданский альянс Акмолинской области” психолог Ирина ТЕРЕНТЬЕВА. - И мы видим: в пятом-шестом классах сидят дети, которые не могут читать и писать. Учитель математики высшей категории пишет индивидуальную программу для каждого такого ребенка. На уроке объясняет ему, как называются буквы, какого они цвета. И в это же время объясняет остальным сложную тему. Насколько это целесообразно и эффективно?
По мнению Ирины Михайловны, проблемы возникают, когда в одной школе собирается много особенных детей: меняется среда, которая изначально должна быть поддерживающей.
- Родители, приводя особенного ребенка в школу, надеются, что он увидит образцы поведения, обучения, коммуникации и будет развиваться. Но, когда количество таких детей растет, нарушается сама идея поддерживающей среды, - уверена она.
Согласна с психологом и директор школы №4 Мадина ХАСЕНОВА. По ее словам, в школе, которая заслуженно приобрела славу хорошего инклюзивного учебного заведения, детей с особыми образовательными потребностями становится все больше:
- Сейчас у нас переизбыток особенных детей в общеобразовательных классах. Идея инклюзии в этом случае не работает так, как надо. Когда-то в типовых правилах деятельности органов образования была норма: на 1000 детей 10 с особыми потребностями. Считаю, что эту норму необходимо вернуть. У нас в школе сегодня 30 детей с поведенческими нарушениями, 88 - с задержкой психоречевого развития. У нас есть спецклассы, дети там успешно учатся, многие становятся студентами колледжей. Но если со спецклассами мы работаем 20 лет, знаем, на что способны дети, которые в них учатся, знаем, чего хотим от них, то опыта работы в рамках инклюзии у нас нет. И это вовсе не из-за нашего непрофессионализма. Сегодня в приказе Минпросвещения, в типовых правилах говорится, что в общеобразовательном классе должно быть не более трех детей с особенностями. В таком классе учителю работать очень тяжело…
С проблемой не понаслышке знакома и директор кокшетауской специальной школы-интерната №1 Ольга БУРДИНСКАЯ. Она уверена: детей с поведенческими отклонениями и проблемами интеллекта становится все больше.
- У нас сейчас 370 детей. Классы переполнены как никогда. И если раньше было больше детей с легкой степенью умственной отсталости, то сейчас мы все чаще видим очень серьезные нарушения интеллекта плюс поведенческие аномалии. Статус учебного заведения не позволяет нам гасить поведенческие аномалии медикаментозно. Учителей бьют. Недавно педагога увезли на скорой помощи, - рассказала Ольга Владимировна.
По ее словам, когда, к примеру, шестеро детей в классе вполне могут обучаться, а седьмой не может сидеть на месте, процесс нарушается для всех.
- Мы академиков не растим, но социализировать можем. В то же время есть категория детей, которая мешает это делать, с которой должны работать психиатры, - говорит она.
Между тем руководитель информационно-координационного ресурсного центра поддержки детей-инвалидов “Ерекше Өмір” и мама особенного ребенка Алия РАКУМБЕКОВА уверена: нежелательное поведение - одна из главных проблем детей с аутизмом - не должно мешать им учиться.
- Дети с задержкой развития учебную программу не осваивают, но могут сидеть спокойно, - говорит Алия Амангельдиновна. - Наши дети обучаются, но не могут справиться с нежелательным поведением. Значит, в школе нужен специалист, который сумеет помочь, чтобы ребенок не навредил ни себе, ни окружающим. Понимаю, как тяжело работать педагогам. Понимаю родителей, которым могут сказать: “Ваш ребенок дерется, ему не место в школе”. Но и обращение к психиатру для большинства родителей не выход. Хороших врачей, которые подберут ребенку индивидуальное лечение, у нас практически нет: всем назначают одно и то же. В результате детям становится еще хуже… Чаще всего, боясь клейма, к психиатрам просто не обращаются. Поэтому и на заседании психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) родители далеко не всегда говорят правду.
О том, что заключения психолого-медико-педагогической консультации часто пишутся чуть ли не под диктовку родителей ребенка, говорили на встрече многие. Но руководитель ПМПК Кокшетау Сауле ЕСКЕНДИРОВА считает, что консультация лишь дает рекомендации, которые родители могут и не исполнять. То есть, если консультация предписала обратиться к психиатру, идти к нему необязательно. И в общеобразовательную школу ребенка отдать, несмотря на поведенческие отклонения или расстройства аутистического спектра, можно. Это утверждено соответствующими приказами и правилами.
К тому же отказать ребенку в получении образования никто не имеет права. Представители учебно-методического кабинета при облуправлении образования утверждают, что ограничение количества особенных детей для одной школы как раз ограничит право на образование. Тем более что в большинстве акмолинских сел всего по одной школе. Что же теперь, не принимать документы тех, кто хочет учиться и по заключению психолого-медико-педагогической консультации может?
- Проблема работы с детьми с особыми образовательными потребностями существует давно - ровно столько же, сколько сама общеобразовательная школа, - говорит председатель Акмолинского областного координационного совета по развитию инклюзивного образования Марат ИБРАЕВ. - Но мы не должны забывать о возможностях детей. Если природа поставила определенную планку, мы должны думать, как ее обойти, а не штурмовать в лоб.
По мнению Марата Умербаевича, сегодня решение большинства вопросов инклюзивного образования уже прописано в нормативных документах: права учителей защищает закон о статусе педагога, ответственность родителей и других лиц ограничена нормами Административного кодекса. Другой вопрос - законы надо знать и правильно применять.
- Функция школы академическая. А медицинские организации должны более принципиально относиться к вопросам диагностирования, рекомендациям для родителей по выбору образовательного учреждения. Нужно расписать конкретному ребенку конкретный алгоритм в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, поведенческих нарушений. Если агрессия ребенка настолько выражена, что это опасно для окружающих, педагоги не могут и не должны решать психиатрические проблемы, - говорит Марат Ибраев.
На проблему обратила внимание и депутат мажилиса Айна МУСРАЛИМОВА.
- Это вопрос, о котором мы предпочитаем умалчивать. Мы все время акцентируем внимание на создании инфраструктуры, доступной среды, воспитании квалифицированных кадров. Но нужно и такие проблемы, остающиеся в тени, выносить на обсуждение, - сказала Айна Ермековна.
Участники круглого стола попросили ее выступить с депутатским запросом.
Владислава КОКОРИНА, Кокшетау