304

Кодекс! Скоро грянет кодекс!

Депутаты мажилиса принимают боевые стойки перед обсуждением проекта нового Налогового кодекса.

Кодекс! Скоро грянет кодекс!
Фото с сайта inbusiness.kz

Парламентариям этот важнейший для страны документ представили вице-министр национальной экономики Азамат АМРИН и вице-министр финансов Ержан БИРЖАНОВ. Вообще-то текст проекта был опубликован еще в июне, и все народные избранники, кому это было интересно, с ним уже наверняка ознакомились и сделали определенные выводы.

Но все же вице-министры постарались рассказать о новом кодексе как можно больше хорошего.

Например, по словам Амрина, там упор делается на снижение всяческой канцелярской волокиты. В частности, ожидается, что будет внедрена сервисная модель администрирования, упростится регистрация налогоплательщика, а налоговая отчетность будет сокращена и оцифрована.

- Разработаны комплексные подходы для реинвестирования прибыли в производство, технологическое вооружение, - перечислил чиновник. - Оптимизированы специальные налоговые режимы, приняты меры по снижению рисков дробления бизнеса. Кроме того, было поручено перейти к дифференцированным налоговым ставкам, внедрить “налог на роскошь”, уменьшить на 20 процентов количество налогов и платежей, сократить налоговые льготы на 20 процентов.

На данный момент, продолжил он, в республике 12 налогов. Они соответствуют международной практике, но единый земельный налог с крестьянских и фермерских хозяйств дублирует суть подоходного. Поэтому предлагается перенести единый земельный налог в индивидуальный подоходный. При этом сам льготный режим для крестьян и фермеров будет сохранен - поменяется только код названия платежа.

Далее, из 11 существующих плат предлагается исключить платы за размещение наружной рекламы и за пользование лицензиями за занятие отдельными видами деятельности.

Еще 3 платы объединяются: за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за лесные пользования и за пользование животным миром. Будет одна - за использование природных ресурсов. При этом в целом количество ставок плат будет сокращено на 77.

Со своей стороны Ержан Биржанов тоже пообещал снижение административной нагрузки на налогоплательщиков и создание благоприятных условий для развития бизнеса.

В частности, налоговая отчетность будет сокращена на 30 процентов, хотя при этом в нее добавят строки, обязательные для заполнения при применении налоговых льгот.

- Одним из важных новшеств является отказ от штрафов за непредставление налоговой отчетнос­ти, - заявил вице-министр финансов. - Если налогоплательщик не представит декларацию, то будет считаться, что декларация представлена с нулевыми показателями. У человека остается право на представление дополнительной формы налоговой отчетнос­ти. Соответственно, будет исключена административная ответственность за несвоевременное представление отчетности. Здесь налицо уменьшение карательных мер на бизнес.

Однако именно по поводу упрощения НК у мажилисменов возникли серьезные сомнения. Как заметил депутат Азат ПЕРУАШЕВ, всем понятно, что налоговые отношения - это не отношения равноправного партнерства, а отношения соподчинения. Но именно поэтому, по его словам, парламент сегодня - последний бастион перед налоговиками, где у предпринимателей есть последняя возможность “отбить” какие-то свои права.

- Поручение главы государства касалось не просто разработки нового Налогового кодекса, а того, чтобы сделать его понятным и доступным для предпринимателей, - начал свою первую атаку на этот проект глава партии “Ак жол”. - Раньше в кодексе было 708 статей. А сколько статей в новом проекте? Когда вы к нам приходили в июне, у вас их было уже где-то 800. Это явно не то, чего ожидают бизнес и экономика.

- Действительно, коли­чество статей увеличивается до 822, - ответил Амрин. - Мы провели инвентаризацию норм, и для удобства налогоплательщиков они были “расшиты”, уточнены, в них сделали отдельные структурные элементы, которые более подробно расписывают весь процесс налогообложения. Это как раз и являлось упрощением. Сам по себе Налоговый кодекс - достаточно сложный документ, и простым он быть не может. Простота не в том, чтобы считать количество статей, а в том, чтобы при их чтении было понятно.

Но было как раз непонятно.

Депутат Гульдара НУРУМОВА обратила внимание, что президент поручил провести оптимизацию налоговых режимов без ухудшения действующих выгодных условий. Но получилась, на ее взгляд, какая-то нелепица:

- Согласно существующему Налоговому кодексу, а именно - статье 394, услуги в социальных сферах освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС). В проекте нового кодекса эта норма исключена. При этом тарифы на ставку НДС не увеличены, и в проекте республиканского бюджета средства на это не предусмотрены. Каков смысл введения НДС в социальных сферах? Из бюджета на эту сумму будет увеличиваться финансирование, а затем эти же средства будут обратно поступать в бюджет!

- Президент действительно сказал, чтобы не ухудшалось положение, - смиренно признал вице-министр экономики. - Но это касалось малого и среднего бизнеса, специальных налоговых режимов. Так вот, практически весь социальный бизнес у нас работает в специальных налоговых режимах. А тот, кто работает в общеустановленном режиме, и так является плательщиком НДС. Но теперь у нас большее количество налогоплательщиков с большими оборотами могут быть освобождены от НДС.

Относительно другой статьи возникло сомнение, напротив, в ее целесо­образности. Перуашев поинтересовался, сохранилась ли в проекте кодекса статья о признании сделки недействительной.

- По ней основные споры сегодня, когда ваши коллеги на местах фактически повторно облагают налогами, пенями и штрафами тех, кто честно платит, кто на виду, зарегистрирован и честно показывает свои обороты, - обрушился он на вице-министров. - А тех, кто их толкал на нарушения и выписывал фальшивые документы, - никто даже не ищет, потому что формально они не существуют. Вам проще бить по добросовестным предпринимателям! Защитите ли вы их в новом кодексе, убрали ли вы эту статью?

- Эта норма сохранилась, - со вздохом произнес Биржанов. - Мы же сейчас будем внедрять новую сис­тему взаимоотношений. Допустим, кодекс начнет работать с 1 января 2026 года, но если есть какие-то взаимоотношения в рамках исковой давности с 2024 года, то фискальные органы оставляют за собой право по данным сделкам обратиться в суд. Но, думаю, это крайняя мера, будем все через фильтр пропускать.

- Будем с вами дальше ругаться, - пообещал Перуашев.

На том пока и порешили.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть