1213

Кто в АЭС, кто по дрова

Новая атомная электростанция в Казахстане сможет генерировать не только энергию, но также ум, честь и совесть.

Кто в АЭС, кто по дрова

После того как правительство одобрило постановление о проведении республиканского референдума по вопросу строительства АЭС, министр энергетики Алмасадам САТКАЛИЕВ, продавливающий этот проект, заметно воспрянул духом. Пос­ле недавних общественных слушаний на данную тему у него, видимо, на душе осталась определенная накипь, так что теперь он не без облегчения высказался на пресс-брифинге:

- В Казахстане появились организации, формирующие мнение против проекта строительства АЭС. Но они выступают не только против АЭС, но и против развития Казахстана! Мы подготовили соответствующее заявление в правоохранительные органы, но пока не направили. Мы видим, что речь идет о действиях, направленных в целом на дестабилизацию и создание дисбаланса в общественном мнении.

При этом министр не стал уточнять, на кого именно напи­сано это заявление, но туманно намекнул, что таким образом Минэнерго намерено впредь защищать “освещение данной программы”.

- Вообще, позиция по АЭС - это индикатор трех параметров человека, - пустился в размышления министр. - Первое - это тест на интеллект. То есть не надо каких-то больших, глубоких знаний, чтобы понять, насколько продвинулось сейчас развитие технологий и насколько они нужны для нашей страны, чтобы выйти на другой цивилизационный уровень.

Второй фактор - это тест на патриотичность. Все страны, которые намеренно отказались от развития атомной генерации, сейчас вынуждены покупать электроэнергию от угольных и атомных станций других стран. Поэтому развитие атомной энергетики - это развитие экономики и будущее Казахстана.

И в-третьих, это тест на порядочность, - считает глава Мин­энерго. - Мы сейчас знаем, как активно работают противники индустриального развития Казахстана, которые блокируют его путем работы в том числе со СМИ, блогерами, стимулируя негативные эмоциональные вбросы. Пройдите через эти три теста, задайте себе этот воп-рос - и многое вам станет ясно.

По его мнению, в антиядерном движении у нашей респуб­лики идеальная репутация. Казахстан связывают исключительно с развитием мирного атома, и при этом наша страна поддерживает самую тесную связь с Международным агентством по атомной энергии - МАГАТЭ. Разумеется, в случае положительного решения о строительстве у нас АЭС мировые эксперты будут пристально следить за ходом работ.

- Любой ядерный объект при строительстве, проектировании или эксплуатации находится под постоянным контролем международных финансовых организаций - это и МАГАТЭ, и ассоциации пользователей атомной энергии, и Европейская ассоциация атомной промышленности, - перечислил Саткалиев. - Все они имеют беспрепятственный доступ к строительству АЭС на любой стадии, за счет чего обеспечивается международное признание проекта.

Помимо этого, по его словам, в случае коммерческих конт­рактов привлекаются самые авторитетные международные консультанты. Такой много­уровневый механизм контроля минимизирует все риски, считает министр.

Однако, если компетентность международных экспертов и организаций не вызывает сомнений, то как быть с нашими сугубо внутренними, традиционными, так сказать, рисками? Вроде тех, что уже лет 15 мешают построить в столице систему легкорельсового трамвая - LRT.

- Все, что относится к строительству атомной станции, как правило, абсолютно прозрачно и для общества, и для проверяющих институтов, потому что вопросы ядерной безопасности касаются не одной страны, - стоял на своем министр. - За счет применения принципа открытых контрактов, когда раскрывается вся информация по себестоимости производимой продукции, по всем подрядчикам, мы обеспечим полную прозрачность для общества и для контролирующих органов.

Впрочем, прозрачность вос­требована уже сейчас, еще даже до референдума по строительству АЭС. Например, возник вопрос, отчего под атомную станцию выбрано место в сейс­моопасном районе Алматинской области, на берегу Балхаша.

На это министр ответил так: современные технологии очень хороши в плане использования систем физической, техничес­кой, ядерной и экологической безопасности. При стадии проектирования, само собой, на выбранном участке строительства будут проведены дополнительные геологические исследования, но, уверяет глава Минэнерго, сегодня сейсмика в этой отрасли не является (!) какой-то существенной проблемой благодаря применению инноваций.

- Уникальность данной площадки в районе озера Балхаш обусловлена развитием экономики, - подчеркнул министр. - Сказывается топография высоковольтных электрических сетей и наличие центра нагрузки на юге Казахстана. Сейчас мы передаем электроэнергию с севера на юг на расстояние более тысячи километров, имея соответствующие потери. Строительство АЭС в районе Балхаша позволит стабилизировать работу дефицитного карагандинского энергоузла.

В общем, складывается впечатление, что у министерства все уже разложено по полочкам и дело остается только за народным волеизъявлением. На которое могут повлиять лишь некие зловредные силы, но и на них якобы уже готова управа.

Впрочем, сразу после пресс-конференции министра Саткалиева его собственная пресс-служба поспешила сообщить, что “информация о том, что Министерство энергетики готовится подать заявление в правоохранительные органы против тех, кто выступает против строительства АЭС, не соответствует действительности”.

Ну и чему же из прочего сказанного прикажете теперь верить?..

Владислав ШПАКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть