843

Путём самурая

Первая попытка отменить в судебном порядке практику платных дорог по всей стране провалилась.

Путём самурая

Суд встал на сторону Минтранспорта, вняв доводам о том, что скоростные трассы действительно стоят того, чтобы за проезд по ним водители платили. При этом качество покрытия и придорожный сервис нареканий у проезжающих не вызывает, заверили в министерстве, так как жалоб не поступало, а значит, все довольны.

Месяц назад шымкентский юрист, руководитель объединения “Общественный конт­роль во благо народа” Кайрат БИТАСОВ подал иск в cпециализированный межрайонный экономический суд Астаны, требуя отменить приказы об установлении платных дорог (см. “Дороги строят на народной земле!”, “Время” от 20.6.2024 г.). В своем иске общественник привел немало доводов, почему взимание платы за проезд по трассам, по его мнению, незаконно. И главным аргументом было то, что дороги строят на народные деньги и на землях, которые принадлежат народу, а плата за проезд по ним - ограничение на свободу передвижения, гарантированное Конституцией.

Минтранс в свою очередь заявил, что объекты придорожного сервиса, коих вдоль платных трасс уже 1527, соответствуют требованиям национального стандарта уже на 82 процента. И для установки санитарно-гигиенических узлов чиновники продолжают привлекать инвесторов. К слову, субсидии на строительство туалетов составляют 10 процентов от вложенных средств и 83 тысячи тенге в месяц на их содержание. И таких санитарных пунктов по всей стране всего 323, в 67 из них можно даже помыться.

Та же благостная картина и в обеспечении безопасности движения на скоростных трассах: 1,5 тысячи км ограждения от животных, 113 скотопрогонов, а также установленные светодиодные дорожные знаки, буферы и шумовые полосы.

К слову, платными в этом году станут еще более 2 тысяч километров дорог на 11 участках. В Минтрансе заверили, что эта мера снизит количество ДТП на них.

- Я и не надеялся, что иск удовлетворят, - признается Битасов. - Моя задача была создать прецедент, привлечь внимание к проблеме не сколько министерство, в котором о качестве дорог судят лишь по отчетам, а в первую очередь казахстанских водителей, которые платят за эти дороги. Вместе мы можем добиться если не отмены взимания платы за проезд, то хотя бы улучшения сервиса и безопасности на скоростных трассах. А то ведь непонятно, за что платим и на что расходуют наши деньги.

Общественник призывает водителей менять ситуацию, отправляя жалобы в Минтранс и подавая аналогичные иски, и даже предлагает свою помощь в их составлении. Кроме того, он намерен подать апелляционную жалобу.

Алиса МАСАЛЁВА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ и Владимира ЗАИКИНА, Шымкент

Поделиться
Класснуть