Дорога в никуда
АО “Қазақстан темір жолы” (КТЖ) на грани дефолта. Его долги дошли уже до 2,9 трлн (!) тенге. Не лучше ситуация и в автодорожной отрасли, в которую государство вливает триллионы. Разъяренные из-за такого никудышного менеджмента в квазигоссекторе, депутаты мажилиса потребовали руководителей нацкомпаний явиться в парламент и отчитаться за потраченные финансы.
В среду на пленарном заседании мажилиса председатель Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан СМАИЛОВ представил итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной отрасли. По его словам, аудиторы насчитали финансовых нарушений на 29 млрд тенге, а неэффективное планирование и использование бюджетных средств составило 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода - вообще 307 млрд тенге!
Пять материалов передали в правоохранительные органы, 117 - для привлечения ответственных лиц к административной ответственности.
За 2020-2023 годы ВАП зафиксировала более 4000 нарушений безопасности движения на магистральных, стационарных и подъездных путях. Задержка пассажирских поездов только за 2023-й составила 412 часов с ростом к 2022 году в пять раз.
- Некогда самодостаточная компания “Қазақстан темір жолы” по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге, - заявил Смаилов.
Тарифы частных железнодорожных перевозчиков завышены порой на 32 процента. При этом 73 процента всего грузооборота КТЖ с 2020 по 2023 год перевезло по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины - по экспорту.
- Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству, - подчеркнул глава ВАП.
По его словам, сегодня КТЖ не может оплачивать свои обязательства, компания находится в “красной” зоне кредитного риска. Ее долг на начало этого года составил 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 45 процентов, или 1,3 трлн тенге, от общего долга направили на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств.
- Существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО “Самрук-Қазына” не способны предотвратить кризис национальной железнодорожной компании страны. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведут к дефолту КТЖ, - резюмировал Алихан Смаилов.
Результаты аудита в автодорожной отрасли не менее тревожные. За последние годы на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог выделили порядка 1,9 трлн тенге. Но доля автодорог республиканского значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, составляет всего 72 процента.
- Установлено низкое качество управления проектами по международным займам под гарантию государства. Это привело к потерям республиканского бюджета почти на 40 млрд тенге в виде выплаты вознаграждений за обслуживание оплаченных и неосвоенных авансов, к удорожанию проектов на 294 млрд тенге и к оплате “КазАвтоЖолом” 21 млрд тенге неподтвержденных затрат.
Стоимость одного километра дорог за счет гарантированных займов дороже строительства за счет бюджетных средств в среднем в три раза, - заявил главный аудитор страны.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана