Будет - не будет, ждать - не ждать...
Министру энергетики Алмасадаму САТКАЛИЕВУ во вторник пришлось комментировать сообщения зарубежных СМИ - якобы о продаже двух наших нефтеперерабатывающих заводов России, о рисках транспортировки казахстанской нефти из-за войны в Украине, а также о заманчивом предложении Туркменистана.
Начну с последнего. Недавно национальный лидер, председатель халк маслахаты Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВ заявил, что его страна может экспортировать природный газ и электроэнергию в Казахстан. Его слова процитировало туркменское государственное информагентство ТДХ.
- Да, Туркменистан имеет возможность поставки электроэнергии. Уже в настоящее время осуществляется экспорт в Кыргызстан. Мы будем исходить из наших потребностей, из графика наших ремонтов (профильной инфраструктуры. - Т. Г.). Мы в целом готовы рассмотреть предложения наших туркменских коллег и по газу, и по электроэнергии в зависимости от коммерческой привлекательности для наших потребителей, - выразил мнение Саткалиев на брифинге в правительстве.
Этот вопрос, по его словам, будут отрабатывать компании “КазМунайГаз” и KEGOC.
По официальным прогнозам, в этом году дефицит электроэнергии в Казахстане составит около 1,025 ГВт. Покрывать его собирались из России. Журналисты поинтересовались: могут ли у властей поменяться планы и Казахстан перейдет на импорт туркменской электроэнергии?
- Если предложение будет интересным, с целью защиты интересов казахстанских потребителей мы готовы принять это предложение. Но это зависит от договоренностей, - ответил глава Минэнерго.
Идем далее. Британская Financial Times на днях сообщила, что Вашингтон предупредил Киев о том, что атаки украинских беспилотников по российским НПЗ могут привести к росту цен на нефть и спровоцировать ответные меры. Речь идет о блокировке нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому западные компании, добывающие нефть в Казахстане, транспортируют ее на мировой рынок. В таком случае, разумеется, в зоне риска оказываются и казахстанские интересы. На это министр ответил дипломатично лаконично:
- Понятно, что международные потребители, в том числе европейские, в первую очередь заинтересованы в стабильной работе данного трубопровода. Мы находимся на связи с посольствами европейских государств, с нашими коллегами из Российской Федерации по обеспечению стабильной работы КТК. Соответствующие консультации по дипломатическим каналам идут и с украинской стороной.
Ну и, наконец, якобы о готовящейся продаже Атырауского и Павлодарского НПЗ соответственно “Лукойлу” и “Газпрому”.
- По поводу конкретных покупателей в Минэнерго никто за согласованием подобных сделок не обращался. Поэтому я соглашусь с мнением “КазМунайГаза”, что тут преждевременно говорить о каких-то коммерческих сделках (в КМГ чуть раньше опровергли информацию о планируемой приватизации Атырауского и Павлодарского НПЗ. - Т. Г.), - отметил министр энергетики. - В Казахстане уже есть НПЗ (Шымкентский. - Т. Г.), которым 50 на 50 владеют “КазМунайГаз” и CNPC (китайская нацкомпания. - Т. Г.), есть также частные мини-НПЗ. С точки зрения Минэнерго, здесь не столько форма собственности, сколько эффективность управления, выполнение инвестиционных программ, стабильная работа являются приоритетными.
А затем из уст Саткалиева прозвучала сенсация (или “сенсация” - кому как понравится):
- “КазМунайГаз” уже сам по себе частная компания. В результате IPO часть акций компании уже находится в обороте, пользуется спросом. Акционерами данной компании являются граждане Казахстана, предприятия.
- То есть, - подчеркнул глава Минэнерго, - данная компания является не государственной, а частной.
- Что касается приватизации отдельных заводов, мы должны исходить - если будут коммерческие предложения - из того, насколько они выгодны и с точки зрения предприятия, и с точки зрения реализации государственных программ развития переработки, - заключил Саткалиев.
Тогжан ГАНИ, фото с сайтов informburo.kz и ru.sputnik.kz, Астана