2667

Не замешан, не замечен

У Бектенова хороший потенциал, это на сегодня оптимальная фигура премьера, полагают эксперты

Не замешан, не замечен

Назначение теперь уже бывшего главы АП премьер-министром страны было столь же неожиданным, как и отставка правительства Алихана СМАИЛОВА. Ни в одном из составленных политологами списков наиболее перспективных кандидатов на этот пост имя Олжаса БЕКТЕНОВА не фигурировало. Почему же именно он оказался более выигрышным вариантом по сравнению с другими?

Поскольку Бектенов возглавил администрацию президента только в апреле прошлого года, все полагали, что он будет и дальше занимать этот пост, заметил в беседе с нами политолог Данияр АШИМБАЕВ.

- Однако президент решил иначе, будем называть вещи своими именами. С одной стороны, конечно, есть конкретные причины, которые побудили главу государства согласиться де-юре с кандидатурой Бектенова, которую предложила парламентская фракция Amanat. А с другой - многие шутят, что Токаев, проанализировав списки кандидатов на пост премьера, чьи имена фигурировали в постах блогеров и СМИ, выбрал человека, которого никто не упомянул!

- И все-таки: почему он?

- Думаю, главным критерием стал опыт работы Бектенова в анти­коррупционной службе. К тому же у него имеется опыт работы в центральных и местных органах власти, да и в той же АП, где ему было поручено выстроить работу администрации как эффективного органа президентского конт­роля. И эта работа была проведена. Прошла реструктуризация, была изменена и оптимизирована структура АП. В конечном итоге она отошла от мелочного контроля и сосредоточилась на выработке стратегического курса и одно­временно на реализации новой системы мониторинга. Логично предположить, что администрация президента и дальше будет работать в этом ключе.

А что касается смены правительства, то, думаю, для президента стал важен вопрос не столько об альтернативном экономическом курсе или перезагрузке социальной модели, сколько создания из кабинета министров эффективной системы управления. И здесь как раз таки оказался востребованным опыт Бектенова. Еще одна причина - его назначили с целью наведения порядка в государственных финансах. Эта проблема одна из самых острых. То есть президенту сейчас нужен не просто контроль, ему нужно эффективно работающее правительство.

- А не является ли назначение Бектенова попыткой противо­стоять коррупции в высших эшелонах власти?

- Борьба с коррупцией - это не премьерская функция. Для этого есть антикор, Генпрокуратура и т. д. Если бы речь шла только о коррупции, то Бектенов на посту руководителя АП и так отчасти координировал деятельность правоохранительных органов. Поэтому я все же связываю его назначение с желанием президента выстроить систему управления так, чтобы в ней было как можно меньше дыр. Все мы были свидетелями, как правительство пыталось залезть в Нацфонд, повысить налоги, ужесточить конт­роль за мобильными переводами, поднять взносы в соцмедстрахование, то есть любыми способами пополнить госдоходы. Но при этом у нас есть огромная проблема с госрасходами - по исполнению бюджета, по реализации госпрограмм. А правительство по большинству этих вопросов отмалчивалось.

- Учитывая, что у Бектенова за плечами нет опыта крепкого хозяйственника, потянет ли он лямку премьера, надолго ли он в этом кресле?

- Он работал в акиматах, в Мин­юсте. И неплохо себя показал на посту первого руководителя как антикора, так и АП. То есть цепочку управления знает сверху донизу. В скандалах не замешан, в коррупционных связях не замечен.

Но пост премьера подразумевает гораздо большую политическую ответственность, чем была у него на предыдущих должностях. У Бектенова хороший потенциал, а как он справится с этими обязанностями, покажет только время.

К слову, когда Смаилова назначили на пост премьера, все считали его кандидатуру временной. Предполагалось, что его кабмин доработает только до осени 2022 года. Но то правительство проработало два года. Поэтому сложно давать прогнозы, сколько просидит Олжас Абаевич на посту премьера - может, год, а может, и пять лет.

- Новое правительство должно стать полноценно реформаторским, - считает в свою очередь директор Института евразийской интеграции Уразгали СЕЛЬТЕЕВ.

 - Президент заявил, что нужно провести структурные экономические реформы, дать видение того, что такое вообще новая экономическая модель и как она будет работать. При этом надо заставить своих коллег, министров и акимов, реализовывать эти поручения, а не работать инерционно, как это сейчас происходит.

Сейчас необходимо мобилизовать их как единый кулак. Или даже заставить быть более решительными. Как раз этими качествами, на мой взгляд, Бектенов обладает. На посту председателя антикора он показал, что ради перемен может работать без оглядки на политические риски. Надеюсь, эти его качества расшевелят всех остальных.

Бектенов понимает, как осуществляются денежные потоки в масштабах страны, и я на­деюсь, что он займется углубленной демонополизацией. Нужно расчищать сектора экономики, в которых засели олигархические группы. Дело ведь не в том, чтобы у кого-то что-то отобрать и вернуть государству, а в том, чтобы деньги оставались в экономике Казахстана, а не утекали за рубеж. Ну и опыт по возврату активов у нового премьера тоже есть, - резюмировал Уразгали Сельтеев.

А вот какого мнения придерживается политолог Валерий ВОЛОДИН:

- Новый премьер Бектенов молод, амбициозен, трудолюбив, не связан вдоль и поперек связями с различными семьями и группировками. И главное - он имеет мощный карт-бланш, дающий ему право приближать Новый Казахстан, который как-то подзатерялся в пути.

Антикоррупционная деятельность сделала имя и образ Олжасу Бектенову. Он активно ротировал, отправлял в заслуженную отставку и привлекал к ответственности засидевшихся бюрократов и казно­крадов по всей республике. Не без его четкой хватки более 650 млрд тенге возвращено в Казахстан. И это еще не предел.

Минус только в том, что у Бектенова нет команды, и ему предстоит “донашивать” чиновников за старшими братьями. А это значит, что профессиональные перекладыватели бумажек и ответственности продолжат ожидать, когда грянет гром.

Согласен с коллегами и политический обозреватель Газиз АБИШЕВ:

- Весь вопрос в том, насколько Смаилов смог воспользоваться бюрократическим карт-бланшем с переносом полномочий в правительство, который президент выдал в рамках административной реформы. Ну и, во-вторых, это новый этап новой экономической политики по возвращению капиталов в Казахстан. Бектенов просто лучше подходит под это. Это не то чтобы “фактор силовика” - он просто имеет необходимый опыт и уже координировал возвращение капиталов. Плюс стоит задача по оптимизации и повышению эффективности госаппарата, чтобы он своими рефлексами не мешал развиваться экономике и частной предпринимательской инициативе. В этом смысле Бектенов - оптимальная фигура.

Из досье

- Олжас Абаевич Бектенов родился в 1980 году в Алматы. Окончил юридический факультет Казахской государственной юридической академии. Трудовой путь начинал с должности главного специалиста в управлении юстиции Алматы.

- Работал в канцелярии премьер-министра, в администрации президента, в комитете регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции, возглавлял столичное управление госзакупок, был руководителем аппарата акима Астаны, заведующим секретариатом руководителя администрации президента, заместителем акима Акмолинской области, заместителем председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции.

- В 2022 году возглавил антикоррупционную службу.

- В 2023 году был назначен на пост руководителя администрации президента.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть