Бремя уже ого-го!
Государственный долг Казахстана сегодня равен 105 млрд долларов и приближается к проблемной отметке. Причем львиную долю долга составляют заимствования квазигосударственного сектора. Вопросы о том, как правительство будет решать эту проблему, какие индикаторы заложит для обеспечения населения качественными услугами, депутаты задали в среду на пленарном заседании мажилиса в ходе обсуждения проекта Бюджетного кодекса.
Мажилисмен Ерлан САИРОВ с тревогой заметил, что сейчас госдолг составляет 40 процентов всего бюджета, а это уже чревато:
- В некоторых странах была аналогичная проблема, и они потеряли свой суверенитет. Ряд механизмов для контроля госдолга правительством предусмотрен, но почему-то оно не прислушивается ко всем предложениям депутатов.
В ответ вице-премьер - министр финансов Ерулан ЖАМАУБАЕВ заявил, что этот вопрос волнует не только депутатов, но и правительство, понимающее, что увеличение госдолга не есть хорошо.
- Мы принимаем меры, для того чтобы не увеличивать размеры госдолга. В качестве механизма, возможно, мы можем отразить дефицит, но займы, которые направляются на погашение этих дефицитов, в каких статьях мы будем отражать, будем отрабатывать совместно с Высшей аудиторской палатой, депутатским корпусом. И выработаем решение до второго чтения, - заверил Жамаубаев.
Министр национальной экономики Алибек КУАНТЫРОВ, представляя проект Бюджетного кодекса, сообщил, что с 2026 года план развития будут формировать на основании нормативов базовой инфраструктуры.
- Для обеспечения равного доступа населения к базовым благам и услугам будут установлены нормы по минимальным базовым нормативам, таким как инженерно-коммуникационная, транспортная и иная инфраструктура, и минимальные социальные стандарты. Расчеты будут основываться на отраслевых методиках госорганов, разработанных совместно с министерствами национальной экономики и финансов, - проинформировал Куантыров.
Мажилисмен Асхат АЙМАГАМБЕТОВ заметил, что одна из главных новелл нового Бюджетного кодекса состоит в том, что финансирование будет выделяться под конкретные задачи и индикаторы, предоставляя администраторам гибкость перераспределения средств.
- Это очень здорово, правильно, но я считаю, что это не будет работать эффективно, - выразил скепсис парламентарий. - Дело в индикаторах, в их релевантности и методологии. В Бюджетном кодексе эти вопросы не предусмотрены. То есть индикаторы фактически отданы на откуп самим администраторам бюджетных программ, и это самый большой минус... Эти индикаторы априори будут достижимыми, удобными для государственных органов.
Кроме того, в продолжение поднятой Ерланом Саировым темы Аймагамбетов подчеркнул, что совокупные долги квазигоссектора порой в целом сопоставимы с госдолгом.
- Все эти обязательства ложатся бременем на бюджет. Мы говорили, что надо внешние и даже внутренние заимствования квазигоссектора тоже утверждать и показывать в проекте бюджета, потому что потом расхлебывает это все бюджет, - возмутился депутат.
В ответ Алибек Куантыров заявил, что самое главное - получать эффект от достижения индикаторов. А что касается заимствований квазигоссектора, то Миннацэкономики предлагает в законе устанавливать лимит по внешнему заимствованию. Пока это делается в рамках приказа.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Астана