2455

Под клубом дыма своего

Уже десять лет в нашей стране действует запрет на курение кальяна в общественных местах. В юбилейный год можно однозначно заявить, что этот запрет не просто не исполняется, а в чем-то даже подстегнул развитие оригинальной кальянной индустрии.

Под клубом дыма своего

В Алматы на днях, несмотря на десятилетнее табу, вполне открыто прошел кальянный фестиваль (см. “Дымовая завеса”, “Время” от 21.9.2023). Сразу после этого общественный фонд “Стратегия” презентовал исследование, целью которого было выявление коррупционных рисков после введения запрета на курение кальяна в пунктах общественного питания, а также оценка соблюдения введенного запрета.

Сбор данных осуществлялся в Шымкенте и Алматы. В ходе исследования были опрошены 120 потребителей кальянов, проведено 12 интервью с предпринимателями из кальянной индустрии и шесть интервью с экспертами.

На фоне только что отгремевшего в Алматы фестиваля вполне предсказуем вывод общественников о том, что запрет на курение кальяна фактически не соблюдается. Однако на самом деле картина получается куда интереснее. Дело в том, что подавляющее большинство опрошенных отмечают: на сегодняшний день в Казахстане сформировалась целая кальянная культура. При этом она продолжает развиваться, формируя профессиональную среду с сопутствующей конкуренцией и… повышение спроса на кальяны!

- Сложилась парадоксальная ситуация, когда, несмотря на запрет этого вида досуга, в нем появились настоящие “передовики производства” и наблюдается большой денежный оборот, - сказала на презентации исследования в Астане глава ОФ “Стратегия” Гульмира ИЛЕУОВА. - Там даже есть своя терминология. Например, рестораторы называют тех, кто приходит в их заведения курить кальян, “гостями” - подчеркивая, что это важная часть клиентуры.

Выявлено, что в Шымкенте доступность заведений, где можно курить кальян, составляет абсолютные 100 процентов. В Алматы этот показатель чуть выше половины - 53,3 процента. Но при этом в Алматы большинство курильщиков старше 50 лет. В Шымкенте же дымит главным образом молодежь.

Это довольно странный разрыв, о природе которого авторы исследования пока только строят догадки.

- У меня возникает впечатление, что в Алматы кальян появился раньше, и поэтому там раньше сформировалась особая культура среди более информированных людей - соответственно, более взрослых, - предположила Илеуова. - В Шымкенте же утвердилась мода курить кальян в компаниях. Кроме того, в южной столице все-таки контроль со стороны местных органов чуть строже, поэтому там и распространенность такой услуги меньше, и пользуется ею более ответственная публика.

Впрочем, выяснилось, что 62,5% опрошенных вообще не знали, что согласно Кодексу о здоровье в Казахстане существует запрет на курение кальяна в общественных местах. Как показали интервью, количество людей, которые приходят покурить кальян в различные заведения, колеблется от 15 до 50 человек в день.

В основном это молодые потребители в возрасте 21-25 лет и те, кому уже за 40. При этом отмечался еще один важный показатель: социальный статус большинства потребителей кальяна - это “средний сегмент и побогаче”. По прикидкам общественников, месячная выручка с этого одной такой точки может составлять два-три миллиона тенге.

Само собой, большой спрос и популярность кальяна среди потребителей, а также его важность как бизнеса для заинтересованных предпринимателей затрудняют соблюдение закона. Проще говоря, владельцам заведений выгоднее обойти закон, нежели отказаться от такой статьи дохода. Некоторые представители кальянной индустрии в ходе интервью подтверждали, что проверки и в целом запрет открыли дорогу коррупции.

Например, утверждалось, что в Алматы налоговая служба каждый месяц брала взятки и давала возможность продавать товары для кальянов без акциза. В Шымкенте сотрудники полиции требовали взятку за то, что закрывают глаза на деятельность заведения.

Согласно данным Генеральной прокуратуры, за 2021 год там открыли всего три административных дела по кальянам. При очевидной массовости, если не сказать вездесущности этого нелегального бизнеса!

Привлеченные к исследованию эксперты уверены, что возложение обязанностей по контролю исполнения запрета на предоставление кальянных услуг на местные исполнительные органы было не самым эффективным решением.

И если власти заинтересованы в том, чтобы запрет работал, карт-бланш должен быть дан органам внутренних дел.

Владислав ШПАКОВ, фото с сайта unsplash.com, Астана

Поделиться
Класснуть