Что нужно менять в системе госзакупок?
В своем недавнем послании народу президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ отдельно выделил такую проблему, как несовершенство существующей практики госзакупок. Глава государства потребовал в кратчайшие сроки упростить и сократить закупочный процесс, обеспечить принцип приоритета качества над ценой, а также осуществить полную автоматизацию процедур. Как считают эксперты, необходимость таких изменений не просто давно назрела, а является важнейшим условием для реализации большинства госпрограмм.
Деньги есть, но вы держитесь!
Нельзя сказать, что в сфере госзакупок ситуация никогда не менялась и не предпринималось попыток как-то улучшить законодательство.
- В последние годы система госзакупок стала намного лучше по сравнению с ситуацией в нулевых, когда я занимался правозащитной деятельностью, - говорит депутат мажилиса Павел КАЗАНЦЕВ.
- Тогда была просто какая-то вакханалия, настоящий диктат государственных органов в условиях абсолютно непредсказуемых правил игры.
По его мнению, на данный момент система каких-то радикальных изменений из-за неготовности подзаконных актов еще не завершена.
- У нас существует, так скажем, многовариантность государственных закупок, - объясняет мажилисмен. - Это и закупки с факторно-балльной шкалой, и по наименьшей цене, и два десятка условий, по которым можно провести закупки из одного источника, что влекло за собой массу злоупотреблений и скандалов. Года полтора назад мы этот закон вроде бы вычистили, но, один черт, все равно получилось, что не меньше пятидесяти процентов госзакупок продолжают идти из одного источника!
На это же указывает и секретарь комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса депутат Екатерина СМЫШЛЯЕВА:
- Много споров по тому, какие товары могут закупаться без конкурсной процедуры. Причем споры эти бесконечные, потому что иногда есть объективные обстоятельства, когда товар не должен выставляться на конкурс, а иногда существует риск, что игроки могут поставить некачественный товар, которому нет альтернативы. Как урегулировать закуп из одного источника, пока не очень понятно.
- Мы вроде убрали из законодательства демпинговый порог, но сохраняется ситуация, когда ставка на нижнюю планку цены, даже если это оговорено в нормативных актах, играет с нами плохую шутку, - рассуждает Казанцев. - Мы стали получать товары отвратительного качества, причем как отечественные, так и из соседних стран - в ущерб местному содержанию. Мы можем производить, например, парты - не такая уж это сложная конструкция. Но в какую новую школу ни зайдешь - видишь парты из сопредельной страны, которые лишь чуть-чуть ниже по цене, чем казахстанские, но по качеству гораздо хуже.
Еще одна проблема - территориальная принадлежность субъектов, участвующих в госзакупках. Как указывает Екатерина Смышляева, сейчас в направлении строительно-монтажных работ реализуется пилотный проект, когда тот, кто исполняет госзаказ, находится на территории области, где выполняются работы. За это даются дополнительные баллы в конкурсе. В настоящее время очень часто конкурсы по всему Казахстану выигрывают компании из какого-то одного региона. Потом они начинают искать субподряды, потому что далеко не у всех выигравших на самом деле есть возможность работать на несколько регионов, полностью обеспечивая себя техникой и людьми. И при этом не задействуется потенциал самого региона.
- Когда мы объявляем инфраструктурные проекты, то должны понимать, что они нужны не только для того, чтобы, собственно говоря, улучшить инфраструктуру, но и для достижения каких-то социальных целей, прежде всего для создания рабочих мест, - объясняет секретарь комитета. -
Именно поэтому при любом экономическом кризисе первым делом начинается инфраструктурное строительство. Нужно занять людей, обеспечить их заработной платой и так далее. У нас же этот момент до сих пор стоит на повестке дня, хотя определенные шаги уже были сделаны. Пока реализации данного принципа мешает учет налоговой нагрузки на предприятия - он дает баллы для участия в конкурсах. И естественно, что у крупных компаний, оборот которых больше, шансы пройти по конкурсу гораздо выше, чем у каких-то местных компаний с более скромными налоговыми отчислениями.
Но все же самое главное, на что указывают депутаты, - казахстанское содержание в госзакупках оставляет желать лучшего, хотя соответствующий закон вроде бы есть.
- Я специализируюсь на сфере высоких технологий и могу сказать, что у нас и госсектор, и квазигосударственный сектор пренебрегают отечественными программными продуктами, закупая иностранные для реализации своих задач, - говорит Смышляева. - Значит, необходимо еще раз пересмотреть законодательство для усиления поддержки отечественного товаропроизводителя. У нас при обсуждении этой проблемы обязательно начинают жаловаться: “Ой, да казахстанский продукт некачественный, лучше зарубежный купить!” Но, извините, качественным продукт не станет, пока не будет определенного объема заказов. Предприятиям ведь нужно развиваться.
Рай в шантаже
Приходится также констатировать несовершенство процедуры оспаривания результатов госзакупок. По словам депутатов, сейчас на конкурсы выходят игроки, которые фактически саботируют этот процесс, бесконечно жалуясь на итоги тендеров. Пока идут споры, кто у кого выиграл, работа стоит, а сметы растут.
- В погоне за максимально добросовестным рассмотрением жалоб и заявлений по поводу каких-либо нарушений при проведении тендеров мы нарвались на очень длинные процедуры, когда, по сути, каждый даже нормально проведенный тендер стоит колом, пока жалобщики со своими апелляциями не пройдут все инстанции, - констатирует Павел Казанцев. - Создана очень громоздкая система рассмотрения претензий, но еще хуже, что мы породили огромное количество недобросовестных игроков рынка, которые умышленно заходят на это бескрайнее поле судебных разбирательств, чтобы создать напряжение и, как следствие, предпосылки для договоренности с ними, как с инициаторами этих жалоб! То есть либо победители тендеров, либо госорганы вынуждены этих шантажистов как-то примирять, чтобы дело не затягивалось.
По его словам, разработчики нового профильного закона из Минфина намерены предложить некую конструкцию в виде специальной, но весьма открытой комиссии, которая будет иметь широкие полномочия для оперативного решения возникающих вопросов. При этом затягивание споров не будет привязано к реализации конкурсной процедуры.
В свою очередь Екатерина Смышляева отмечает, что многие нормы действующего закона вполне адекватны, но они не исполняются. Новый законопроект сделали рамочным, то есть из него убрали все спорные моменты и внесли отсылочные нормы на подзаконные нормативно-правовые акты. Но и к их качеству в мажилисе тоже возникают вопросы.
- По сути, закон предстоит предельно конкретизировать, но это задача во многом парадоксальная, так как нам предстоит, с одной стороны, разработать некие четкие стандарты, а с другой - учесть, так скажем, всю палитру возможных ситуаций, - говорит она. - Я не могу сказать, что в итоге получится, но понимаю, что перед парламентом будет стоять достаточно тяжелая профессиональная задача. Причем с этим законом сейчас связаны очень большие ожидания, поскольку он должен обеспечивать эффективную реализацию государственных инвестиций, и его шероховатости и недоработки сразу ощутит на себе каждый житель республики. Такова особенность инфраструктурных проектов.
В исправленное - верить
- Президент очень четко обозначил проблемы, - считает Павел Казанцев. - Во-первых, хватит работать по нижней цене. Нужно выводить какую-то новую, оптимальную схему “цена - качество”. Во-вторых, нужно завершить оцифровку госзакупок, чтобы сделать их как можно прозрачнее. В-третьих, предстоит упростить разбирательства и искоренить элементы шантажа.
По его мнению, надо также каким-то образом замотивировать, а то и обязать государственные органы сдвинуть цикл закупок с марта-апреля на конец предшествующего года:
- Бюджет мы планируем на три года, переходящие бюджеты всем понятны, и очень мала, мягко говоря, вероятность того, что по крупным проектам (особенно по инфраструктурным) денег не хватит. В том, что касается строительства школ, больниц, железных и автомобильных дорог, деньги прописаны наперед. В эти проекты могут только добавить средств, а приступать к их реализации можно сразу, как только бюджет сформирован и деньги выделены. Такого рода госзакупки могут готовиться уже в сентябре-октябре. Но у нас законом разрешено не торопиться с процедурными закупками по тем проектам, которые обеспечены трехлетним бюджетом. И вот в январе все ждут, когда зайдут деньги, в феврале казначейство осуществляет трансферты на места, там начинают создавать конкурсную документацию, в марте, а то и в апреле проходят конкурсы, в мае начинается мобилизация победившей компании (если конкурс не обременен судебными разбирательствами), и, наконец, в июне начинаются работы. А в сентябре нам сдают, например, готовый фасад школы, внутри которой еще конь не валялся. И до конца года идут отделочные работы. Не потому что строитель плохой или ленивый, просто он деньги получил на три-четыре месяца позже, чем мог бы.
- Закон о госзакупках - камень преткновения во многих вопросах, - резюмирует Екатерина Смышляева, - поэтому он должен быть очень простым и однозначно толковаться, чтобы не возникали проблемы с компетенциями у тех, кто им пользуется, а это огромное количество людей. С другой стороны, он должен быть гибким. Как это совместить? Полагаю, будет много предложений. Сейчас коллеги-депутаты вернулись из регионов, и каждый регион приводит примеры проблем, связанных с госзакупками.
Владислав ШПАКОВ, Астана