2163

Время выбора в эпоху перемен

Куда приведут нас западные санкции - мнения экспертов

Время выбора в эпоху перемен
Фото с сайта kolesa.kz

Западных санкций, хоть и, как их называют, вторичных, за торговлю и сотрудничество с Россией странам Центральной Азии избежать, судя по всему, не удастся. Пример с узбекскими цементным заводом “Ахангаран” и компанией Akkermann Cement CA, против которых США уже ввели ограничения, - яркое тому подтверждение. Поэтому государствам ЦА ничего не остается, как развивать сотрудничество с Россией и Китаем. Такое мнение высказали эксперты в ходе круглого стола на тему “Санкции в отношении России и экономики стран Центральной Азии” в Алматы.

Поговорить на столь щекотливую тему согласились далеко не все эксперты постсоветского пространства. Зато были гости из дальнего зарубежья.

По мнению консультанта по международному развитию Горана СУМКОСКИ из Македонии, последствия санкций следует разделять на экономическую и финансовую составляющие, и более серьезные из них как раз таки вторые.

- Когда компанию, которая имеет счет на Западе, отключают от SWIFT, вот тогда начинаются (настоящие. - Р. Б.) проблемы. И именно эта часть санкций наносит сейчас ущерб и России, и Центральной Азии. Но, - вместе с тем полагает эксперт, - это тоже хорошо, с другой стороны, потому что сейчас формируются альтернативные SWIFT платформы. И эти альтернативы надо развивать на уровне Евразийского союза. Тогда компании смогут спокойно работать и санкции им будут не страшны. Поэтому такие объединения, как Евразийский союз, ШОС, БРИКС, “Новый Шелковый путь”, очень важны. Именно они позволят нам всем избавиться от рабства США.

Другой важный инструмент, считает Сумкоски, дедолларизация, которую мы сейчас тоже наблюдаем.

- Так что санкции не будут действовать. Они будут только способствовать формированию нового геополитического и экономического мира, - сделал вывод консультант из Македонии, заметив при этом, что те же США, под санк­циями которых находятся 30 процентов населения мира, покупают “сегодня практически все в Китае”.

Руководитель Центра исследовательских ини­циатив “Ма’но” из Узбекистана Бахтиер ЭРГАШЕВ подчеркнул, что включение узбекистанских компаний в санкционный список фактически означает объявление экономической войны его респуб­лике.

- Санкционный накал будет нарастать, причем не только против Узбекистана, но и против всех стран Центральной Азии, - полагает политолог. - Визиты высокопоставленных чиновников как Европы, так и США в наш регион, их предупреждения и угрозы только подтверждают это. Как показывает практика, целей эти угрозы не достигли, а значит, санкции будут вводиться и против нас всех. “Ахангаранцемент” - это только первая ласточка в этой санкционной и контрсанк­ционной войне. Это всерьез и надолго. К тому же отношения с Китаем у США также эскалируются, а значит, и антикитайские санкции тоже будут вводиться, и они будут затрагивать страны Центральной Азии.

Фото Андрея ХАЛИНА.

- Нас, экономики стран ЦА, загоняют в санкционную ловушку, - продолжил Эргашев. - И здесь надо понимать последствия для наших стран. Если они под угрозами США начнут сокращать торговое взаимодействие с Россией, это будут очень серьезные проблемы. Я думаю, что против всех наших стран будет осуществляться узбекский сценарий, когда США будут выбирать точечно предприятия и давить на них. И вместо многомиллиардных объемов торговли между странами региона и Россией они (Соединенные Штаты. - Р. Б.) будут нам предлагать какие-то смешные 25 миллионов долларов, если сократим торгово-экономические связи с Россией. То есть с одной стороны - миллиарды, а с другой - несколько миллионов, которые (США. - Р. Б.) еще будут делить между пятью странами.

Речь, судя по всему, идет о 25 миллионах долларов, которые пообещал странам ЦА госсекретарь США Энтони БЛИНКЕН во время встречи с министрами иностранных дел Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана в Астане в марте. Эти деньги, по словам Блинкена, предназначены для смягчения последствий американских санкций против РФ.

- Экономический прагматизм будет диктовать один сценарий развития событий, но есть и политический. У того же Узбекистана мы наблюдаем большой рост инвестиций и, следовательно, политических обязательств. И по этой причине экономический прагматизм может войти в жесткий клинч с политическими предпочтениями на нынешнем этапе. Это все надо учитывать при принятии решений в дальнейшем, - резюмировал Эргашев.

Не питает иллюзий в отношении США и немецкий политик Ральф Томас НИМАЙЕР. По его словам, все страны, считающиеся сегодня независимыми и суверенными, на самом деле являются новыми колониями США.

- Германия тоже не является независимой. Это выражается в том, что она поддерживает Украину и снабжает ее оружием, что продлевает войну. И это возможно только потому, что США до сих пор имеют военное присутствие в Германии на базе “Рамштайн”. А ведь мы еще в 1990 году по­обещали всему миру, что с территории Германии будет исходить только мир, - заметил он.

По мнению казахстанского экономиста Ригины СЫСОЕВОЙ, из-за антироссийских санк­ций именно Казахстан находится в более рисковом положении по сравнению с соседями по региону.

- Казахстан больше всех вовлечен в меж­дународные финансовые процессы и сильно зависит от притока иностранных инвестиций, - сказала она. - Поэтому нам все сложнее проводить многовекторную политику, о которой все говорят. Но я бы назвала ее не многовекторной, а политикой открытых дверей, потому что мы стремимся сотрудничать со всеми, кто этого хочет. Для тех же западных компаний у нас сделано все, чтобы они открывали здесь производства. Но им это неинтересно. Сфера интересов западных компаний в Казахстане ограничивается лишь добычей природных ресурсов и противостоянием России. При этом они нам постоянно внушают мысль, что инвестиции - это какая-то помощь, хотя всем понятно, что за каждый вложенный в нашу экономику доллар нам придется заплатить десять долларов.

Словно продолжая мысль македонского коллеги о последствиях финансовых санкций, в частности об их влиянии на Казахстан, Сысоева отметила:

- У нас сильная банковская система, она завязана на международной банковской системе, на SWIFT, и понятно, что санкции грозят нам коллапсом экономики. Но при этом не стоит забывать, что от России мы тоже сильно зависим. У нас 7,5 тысячи километров общей границы, при этом 30 процентов населения живут как раз вдоль этой границы, а 40 процентов индустрии, которая кое-как сохранилась с советских времен, тоже расположены на севере Казахстана. Нынешний геополитический кризис обнажил много проблем в Казахстане. И если Россия как-то борется за свой международный статус, то Казахстан просто сидит в той нише, на которую ему указали внешние факторы (и это не Китай и не Россия), и никаких амбиций больше не демонстрирует. Это прекрасно видно по сокращению количества различных международных мероприятий, которые проводятся в нашей стране.

В ходе обмена мнениями экс­перты пришли к выводу, что участие в сотрудничестве Китая и России для стран Центральной Азии в нынешних условиях является наиболее рациональной и правильной политикой.

- К сожалению, - посетовала Сысоева, - на постсоветском пространстве за последние 30 лет рациональность перестала пользоваться спросом. Та же смена власти в Украине не была рацио­нальной. Ясно же, что Украине было выгоднее сотрудничать с Россией. Даже тогда, когда все это (обострение отношений Москвы и Киева. - Р. Б.) происходило, Россия предлагала Украине кредит в размере около 20 миллиардов долларов, а Европейский союз - 4 миллиарда. Но Украина выбрала Евросоюз. И все цветные революции, которые происходили на постсоветском пространстве, рациональностью не отличались. Об этом тоже не стоит забывать.

В свою очередь Нимайер отметил, что сейчас наступило время перемен - примерно такое же, когда пала Берлинская стена или когда произошел развал СССР:

- Старая система социализма разрушилась, потому что в ней была централизация власти. Капиталистическая система, существовавшая 33 года, тоже разрушается на наших глазах. Теперь мир противостоит не социализму и не капитализму, а кооперативизму. Это ставит перед нами вопрос: как мы хотим жить в будущем? Мы переживаем коллапс и разрушение долларовой системы, но в то же время наблюдаем восхождение БРИКС (межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. - Р. Б.). Я очень надеюсь, что другие страны захотят присоединиться к БРИКС, который поможет достичь фактической независимости и суверенитета всем странам.

При этом у Казахстана, полагает эксперт из ФРГ, особая миссия в построении светлого мирового будущего:

- Во время холодной войны Югославия и Швейцария играли роль своеобразного моста между двумя конфликтующими блоками, и сегодня Казахстан может стать аналогичным мостом между двумя воюющими блоками в наши дни. Это касается в первую очередь экономических перспектив. Казахстан занимает хорошее географическое положение между Россией, Китаем и Европой. Сейчас Китай активно воплощает в жизнь такой замечательный проект, как “Новый Шелковый путь”. И у Казахстана есть пред­определение, если хотите судьба, сыграть важную роль в развитии этого пути.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Угроза с юга?

В МИД РФ увидели риск присоединения некоторых стран Центральной Азии к западным санкциям, сообщили российские СМИ.

- Несмотря на совпадение позиций в отношении неприемлемости и нелегитимности односторонних экономических ограничений, ряд стран Цент­ральной Азии тем не менее не хочет брать на себя соответствующие риски, они дают понять о готовности следовать западным ограничительным мерам, - сказал замглавы МИД РФ Михаил ГАЛУЗИН в ходе конференции дискуссионного клуба “Валдай”.

При этом Россия никому не диктует, каким внешним и внутриполитическим курсом двигаться, добавил дипломат, уточнив, что если это не идет вразрез с взаимными обязательствами, в том числе по ОДКБ, ЕАЭС и СНГ. Но искусственное разрушение связей с Россией, предупреждает Москва, может нанести более тяжелый ущерб, чем издержки от вторичных санкций.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть