1271

А журналисты - против!

Свое мнение представители СМИ-сообщества страны о законопроекте “О массмедиа” высказали в среду на двух пресс-конференциях - в Астане и Алматы. Если документ примут в нынешнем виде, то, по мнению журналистов, на этой профессии можно будет ставить крест.

А журналисты - против!

- Для нас большой неожиданностью стал текст законопроекта, который появился буквально неделю назад, - заявила директор общественного фонда “Правовой медиа-центр” Диана ОКРЕМОВА на пресс-конференции в Астане. - Рабочую группу даже никто не уведомил, что в министерстве (информации и общественного развития. - Авт.) придумали текст, куда включили какие-то нововведения. О них никто не знал, но его уже одобрила межведомственная комиссия. Мы расцениваем это как дискредитацию рабочей группы, это знак, что наша деятельность совершенно не важна для министерства.

Окремова в первую очередь обратила внимание на то, кто подпадает под действие пока еще законопроекта:

- Массмедиа - это СМИ, сетевые издания и интернет-ресурсы. По сути, закон охватывает все интернет-пространство. Направлен он не на журналистов как профессионалов, а на всех пользователей интернета, которые что-либо пишут в соц­сетях, оставляют посты, комментарии. Это очень удобная позиция - применять закон, когда и как удобно: на журналистах, на всех интернет-пользователях.

Одним из сюрпризов стала норма о работе репортера “в особых условиях”. Понятие, по сути, безграничное.

- Особые условия - это необязательно военные действия. Это любая чрезвычайная ситуация техногенного, социального характера. По сути, любую коммунальную катастрофу, которая, к примеру, была в Экибастузе, можно подвести под эти особые условия. Получается, что журналистам нужно будет согласовывать все действия, материалы с должностными лицами, - заявила Окремова.

Возмущения по поводу законопроекта высказали и в Алматы. По словам главы международного фонда защиты свободы слова Карлы ДЖАМАНКУЛОВОЙ, “особые условия” - это узаконенная цензура, которая в Казахстане запрещена Конституцией.

- Есть и другие пункты, согласно которым принятие этого закона означает введение косвенной системы лицензирования деятельности журналистов. Журналистика не подпадает под те категории профессий, где требуется лицензия, - продолжила правозащитница. - Если данный законопроект будет принят, мы превратимся в страну с жесточайшим контролем над свободой слова, в которой мы просто убьем профессию журналиста.

При этом глава фонда считает, что проект закона вопреки установке президента просто собран из норм действующих законов о СМИ и телерадиовещании.

- В действующий закон о СМИ поправки вносились 27 раз, и в нем практически не осталось живого места. А в прошлом году в своем послании президент отметил, что в Жана Казахстане необходим принципиально новый закон о СМИ. Новый закон должен повысить конкурентоспособность отечественных СМИ и защищать наш информационный суверенитет, информационную безопасность. К сожалению, проект закона совершенно не соответствует тем задачам, которые были поставлены президентом.

Бактыгуль БУРБАЕВА из общественного комитета по саморегулированию медиа в Казахстане выразила недовольство, что разработчик не счел нужным учитывать мнение самих журналистов:

- Мы на протяжении года участвовали в рабочей группе по приглашению профильного министерства и готовили предложения в новый закон с верой в Новый Казахстан. И это были прогрессивные предложения, а не просто ради каких-то плюшек в виде бесплатного билета на теат­ральные постановки. Мы хотели, чтобы журналистика в Казахстане стала более профессиональной и чтобы она пользовалась полным доверием у населения. У нас блогеры очень сильно повлияли на то, чтобы профессиональной журналистике стали меньше доверять. И нам придется очень много лет усиленно работать над тем, чтобы вернуть доверие людей.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана, Григорий ГАРАНИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть