3006

Кодекс - новый, стандарт - старый

Министр труда и социальной защиты населения Тамара ДУЙСЕНОВА представила проект Социального кодекса, согласно которому изменятся размеры страховых и налоговых отчислений, порядок начисления пенсий, пособий, адресной соцпомощи и другие параметры. Однако документ, который призван стать основой новой социальной политики государства, не особо-то вдохновил депутатов.

Кодекс - новый,  стандарт - старый

Согласно Социальному кодексу внесут изменения в Налоговый кодекс в части введения единого обязательного платежа для наемных работников малого бизнеса. В следующем году налоговая нагрузка для них снизится с 33 до 20 процентов.

- Для лиц, осуществляющих трудовую деятельность через онлайн-платформы, будет введен специальный налоговый режим. При этом агентами предлагается определить операторов онлайн-платформ, которые будут делать соответствующие платежи от имени занятых граждан, - сообщила Дуйсенова в понедельник на правительственном часе в мажилисе.

Платформенная занятость будет считаться формальной, если работники присоединятся к оферте онлайн-платформ или заключат публичный договор. Как и наемные работники, они будут получать социальные выплаты из республиканского бюджета, государственных фондов и страховых компаний. При отсутствии соответствующих отчислений работникам в сфере платформенной занятости предоставят лишь минимальные госгарантии.

Наряду с этим снизят страховые тарифы для работодателей, страхующих работников от несчастных случаев. Минимальные и максимальные ставки будут зависеть от степени травматизма и профессиональных заболеваний.

Вместе с тем со следующего года граждане, потерявшие работу, до полугода будут получать из Государственного фонда социального страхования выплаты в размере 45 процентов от прежнего дохода.

Говоря о системе пенсионного обеспечения, глава Минтруда отметила, что для пенсионеров сегодняшнего поколения в течение последующих пяти лет увеличат базовую и солидарную пенсии за счет доведения максимального дохода для исчисления с 46 до 55 МРП или до 70 процентов от среднемесячной заработной платы.

- Для будущих пенсионеров, формирующих пенсию за счет собственных накоплений, будут введены дополнительные пенсионные взносы работодателей. Они будут формировать базу для условно-накопительной пенсии. Таким образом, представители этой группы будут получать три вида пенсионных выплат: за счет государства базовую пенсию, за счет работодателей - условно-накопительную и накопительную. Полагаем, эти меры обеспечат гражданам пенсию, адекватную их прежним доходам, - обнадежила Тамара Дуйсенова.

Она также сообщила, что с 2025 года черта бедности для назначения адресной соцпомощи будет определяться медианным доходом вместо прожиточного минимума.

В свою очередь депутат Жамиля НУРМАНБЕТОВА заметила, что в Социальном кодексе использованы устаревшие, ничем не обоснованные параметры:

- Продолжается использование введенного еще на пороге независимости месячного расчетного показателя. Да, возможно, он удобен для планирования, но не связан ни с экономикой, ни с заработной платой. Поэтому считаем целесообразным в перспективе считать социальные выплаты исходя из единого показателя - прожиточного минимума либо минимальной заработной платы.

Следующее, что, по словам Нурманбетовой, вызывает озабоченность, это отсутствие адекватных методик определения социальных параметров.

- Так, величина прожиточного минимума опять отстает от реалий. Продовольственная инфляция за десять месяцев текущего года достигла порядка 20 процентов. То есть заложенная для исчисления пенсий и пособий величина прожиточного минимума уже не дает возможности обеспечивать граждан адекватными социальными выплатами. Поэтому настоятельно рекомендуем министерству начать работу по совершенствованию методики исчисления прожиточного минимума, - подчеркнула мажилисвумен.

Еще одной проблемой она назвала то, что мы до сих пор не можем победить бедность. По оценке Всемирного банка, 15 процентов казахстанцев являются бедными. Но официальная статистика говорит о том, что 5,1 процента нашего населения проживают с доходами ниже прожиточного минимума. При этом Минтруда, представляя Цифровую карту семьи, указывает, что доля семей, оценивающих свое положение как критическое, составляет около 15 процентов.

Такие разнополярные данные, подчеркнула депутат, не позволяют определить точное количество тех, кто нуждается в поддержке государства.

- Одной из мер социальной поддержки граждан, проживающих за чертой бедности, является адресная социальная помощь. Ее предоставление, изложенное в проекте Социального кодекса, к сожалению, не претерпело кардинальных изменений, - заявила Жамиля Нурманбетова. - В последние годы многие страны при определении уровня бедности пытаются использовать модели многомерного измерения бедности: это доступ граждан к услугам здравоохранения, образования, наличие собственного жилья и стабильного дохода. Поэтому считаем целесообразным продолжить совершенствование АСП с учетом многомерной модели измерения бедности.

Впечатления от проекта Соцкодекса у депутата Ерлана СМАЙЛОВА, как он выразился, двойственные.

- В кодексе не решен вопрос важнейшего перехода от минимальных стандартов жизни к достаточным, это важнейший момент! Нет ответа, изменится ли потребительская корзина с нашими всего 43 наименованиями. Не вводится полноценная детская потребительская корзина. Мы предлагали снизить пенсионный возраст для работающих казахстанцев с инвалидностью, поднимали вопрос о пересмотре их пенсионного обеспечения, чтобы по выходе на заслуженный отдых они получали и заработанную пенсию, и пособие. Представители министерства заверяли, что эти вопросы найдут свои решения в Социальном кодексе, но здесь их нет! - возмутился Смайлов.

Один из самых больных вопросов - право на жилище - тоже остался нерешенным, как и вопрос о повышении базового долж­ностного оклада бюджетников или переходе к оплате труда, основанной на минимальной заработной плате.

Между тем депутат Юрий ЖУЛИН спросил, пересмотрят ли все-таки возраст выхода на пенсию для граждан, работающих во вредных условиях труда, в частности шахтерам.

В своем ответе Тамара Дуйсенова сообщила, что при Минтруда создали рабочую группу с участием Национального банка, Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, шахтеров и профсоюзов. Они рассматривают несколько вариантов.

- Предложение шахтеров - снизить пенсионный возраст, предложение финансовых экспертов - возможность в 50 лет выйти на пенсию за счет обязательных пенсионных взносов, возможность покупки пенсионного аннуитета с низкой стоимостью, а также с учетом софинансирования со стороны работодателя, чтобы обеспечить адекватный уровень пенсии. К январю, надеюсь, мы придем к консенсусу в рамках этих четырех вариантов либо появится пятый вариант, - рассказала Дуйсенова.

По ее словам, 2,5 тысячи человек, которые работали во вредных условиях труда, оформили пенсионный аннуитет. Но есть проблемы, связанные с низкими размерами зарплаты, неполным периодом участия в пенсионной системе, нерегулярными отчис­лениями в ЕНПФ.

- Во вредных условиях труда по мировым стандартам должны работать не более тринадцати лет. К сожалению, мы работаем до 25 лет и оттуда выходим иногда с травмами, профессиональными заболеваниями. Рабочая группа рассматривает также вопросы перехода сотрудника на более легкую работу после определенного периода деятельности во вредных условиях, страхование от несчастного случая, - сообщила глава Минтруда.

В продолжение темы пенсионного обеспечения депутат Анатолий БОЙЧИН заметил, что после введения накопительной системы прошло более двадцати лет, однако 68 процентов вкладчиков ЕНПФ имеют на счетах не более миллиона тенге накоплений. 

В обществе думают, что ЕНПФ - структура излишняя и накапливать пенсию нет смысла, сказал мажилисмен.

В ответ председатель правления Единого накопительного пенсионного фонда Жанат КУРМАНОВ счел уместным учитывать и средний стаж пенсионных накоплений граждан. В целом цифры, отметил он, показывают, что половина вкладчиков имеют стаж накоплений не более трех лет. Это значит, что наша пенсионная система еще достаточно молодая, чтобы обеспечить адекватный уровень накоплений. При этом минимальный уровень пенсионных накоплений составляет не менее 70 процентов от прожиточного минимума.

- Сейчас максимальные выплаты из ЕНПФ, исходя из тех накоплений, которые граждане имеют, составляют более 700 тысяч тенге. Это означает, что накопительная пенсия полностью соответствует тем накоплениям, которые граждане формируют.

Половина вкладчиков отчисляют пенсионные взносы не более четырех прожиточных минимумов. Исходя из этого расходы могут показать, что пенсионные накопления в этом отношении пока являются недостаточно большими, - заключил Курманов.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть