2125

После них хоть потоп

Методика, по которой рассчитывают минимальный тариф на содержание многоэтажного дома, несовершенна и нагромождена лишними расходами. Об этом не раз практики сообщали ее разработчику-теоретику - Министерству индустрии и инфраструктурного развития. Однако ничего не изменилось. Местные власти боятся лезть в эту сферу, так как соблюдение методики приведет к росту расходов населения и, как следствие, к социальному напряжению. Но по сложившимся в эпоху КСК расценкам многоэтажки содержать уже невозможно.

После них хоть потоп

Ежемесячный размер расходов на управление и содержание жилья определяет, как известно, высший орган управления многоквартирного дома - общее собрание собственников квартир (не путать этот тариф с ежемесячными взносами для накопления денег на капремонт общедомового имущества). Однако два года назад в статью 10 закона “О жилищных отношениях” внесли такую поправку: теперь местные представительные органы городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения утверждают минимально возможный размер расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума.

Зачем же их наделили таким правом? Дело в том, что жильцам, как и всем нормальным людям, хочется платить как можно меньше. Они и будут с легкостью на общих собраниях утверждать невысокие тарифы. Но есть предел, ниже которого жилье содержать физически невозможно, и по нынешним правилам “один дом - один счет - одно ОСИ (ПТ)” многоэтажки быстро начнут разваливаться без должного обслуживания.

Минимальный тариф рассчитывают по методике, утвержденной 30 марта 2020 года приказом министра индустрии и инфраструктурного развития. Она состоит из двух частей. Первая должна помочь собственникам квартир самим рассчитать нужный им ежемесячный тариф на управление и содержание дома в соответствии с обязательным перечнем услуг. Вторая часть методики написана для маслихатов, которые должны утвердить в своих регионах минимально возможный уровень расходов на управление и содержание дома в зависимости от местных условий.

Но есть риск, что этот минимум в случае утверждения станет таким максимумом для жильцов большинства советских домов, от которого они просто протянут ноги. Поэтому маслихаты особо не форсируют события.

На текущий момент депутатами даже не во всех областных центрах утверждены минимальные тарифы. Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития предоставил нашей газете размеры утвержденных минимальных тарифов в тех областных центрах, где это уже сделано. По регионам разброс цен такой, что трудно не усомниться в объективности этих расчетов. Например, почему в Караганде жителям многоэтажек достаточно платить меньше 19 тенге с квадратного метра, а в теп­лом Шымкенте больше 27? А на каком основании в Уральске то же самое может стоить 65 тенге?

Этих денег, как считают местные депутаты, должно хватить на десяток с лишним обязательных статей расходов, включая не только подготовку домов к зиме, уборку подъездов и территорий, освещение мест общего пользования и периодическую поверку общедомовых счетчиков, но и обязательные работы по дезинсекции, дератизации, дезинфекции, пожарной безопасности.

А вот в шести районах Кызыл­ординской области маслихаты посчитали, что всего 6 тенге за квадратный метр на все необходимое должно хватить. В Сарысуском районе Жамбылской области утвердили 9 тенге. В Мамлютском районе Северо-Казахстанской области - 10 тенге. Понятно, что такие расценки - это путь к коммунальному коллапсу в этих регионах. Понятно также, что депутаты на такой минимум пошли из благих побуждений.

В алматинском управлении жилищной политики вместе с экспертами еще год назад подсчитали затраты по всем обязательным статьям и вывели цену в 80-120 тенге с одного квадратного метра. Утверждать такой тариф депутаты маслихата не решились, опасаясь того, что горожане массово выйдут на улицы, ведь сейчас за то же самое алматинцам в среднем приходится ежемесячно платить по 25 тенге с “квадрата”.

Понятно, что такие низкие расценки были возможны благодаря тому, что раньше (при КСК) дворника содержали несколько домов (а то и несколько десятков), а не один, как сейчас при ОСИ (ПТ). Тогда руководитель управления жилищной политики Алматы Жандос КАЙЫРХАНОВ пытался оспорить методику, утвержденную правительством.

- Мы направили письмо в цент­ральный уполномоченный орган, чтобы пересмотрели методику, убрали некоторые обязательные услуги, - мечтал он. - Например, в затраты заложена заработная плата бухгалтера. Но можно же перевести это в услуги на аутсорсинг! Ведь если мы сегодня повысим тариф, то завтра к нам с жалобами придут жители города. Мы не хотим этого допустить - пенсионерам будет тяжело платить такие деньги. Теперь ждем, когда доработают нормативный документ.

Однако не дождался. Хотя позже выяснилось, что ни сама методика, ни ее расчеты не были согласованы с уполномоченными и профильными органами, не проходили обязательной метрологической экспертизы.

Тем не менее закон есть закон, и его нужно исполнять. В южной столице, например, депутаты маслихата приступили к вычислению этого платежного минимума по имеющейся методике. Об этом мы поговорили с депутатом маслихата Алматы Талгатом МУХАМЕДГАЛИЕВЫМ.

- Нужен ли вообще этот минимальный тариф? Пусть бы каждый дом утверждал свой, как и раньше…

- Тариф однозначно нужен! В Алматы основной жилой фонд - порядка 80 процентов - представлен жилыми домами советской постройки, их средний возраст - 50-60 лет. И если вы поднимете советские проекты по этим типовым домам, то увидите, что для срока их эксплуатации закладывали 30 лет. То есть существующий жилой фонд уже в два раза пережил изначально заложенный ресурс и определенно требует капитального ремонта. Дополнительно для оценки текущего состояния учтите еще такие факторы, как периодические землетрясения, которые однозначно влияют на крепость конструкции, климатические условия - они не самые худшие, но и идеальными их не назовешь. Самое главное - это соблюдение баланса между эксплуатацией и техническим обслуживанием, а его не было!

Что мы имеем в итоге? Увядающий жилой фонд, требующий полной модернизации, полное безразличие собственников, абсолютное безучастие в судьбе их общего имущества и последствия после многолетнего бездарного управления уходящими органами управления. Какой же теперь выход? Тариф! Это лишь инструмент, который позволит наконец-то обратить внимание собственников на общее имущество, когда каждый из них увидит, сколько стоит реальное содержание имущества…

- С какими проблемами вы сейчас столкнулись?

- В разработанной министерством методике есть минимальный перечень услуг. В него, к примеру, входят такие мероприятия, как дезинфекция, которую необходимо проводить два раза в год. Сказать откровенно, нет никакой надобности в том, чтобы обязывать проводить эти мероприятия, поскольку их надо проводить по необходимости. А обязательный порядок этих мероприятий дает удорожание тарифа! Еще одним сомнительным обязательным пунктом является установка и обслуживание противопожарного оборудования. Если для больших жилых комплексов это, безусловно, необходимо, то в домах советской малоэтажной постройки это, опять же, нагрузка.

- Чего ожидать алматинцам? Будет один универсальный тариф или вы сделаете два минимальных: один - для новостроек, другой - для домов советской постройки?

- Рассматриваем и такие варианты. Я пока не могу сказать какой-то точный тариф. Вряд ли он будет 100 тенге. Тот опыт ОСИ, который мы уже рассмотрели, показывает, что минимальный тариф порядка 50-60 тенге за квадратный метр должен быть достаточным.

- Если тариф, утвержденный маслихатом, окажется выше, чем тот, который утвердили жильцы конкретной много­этажки на своем собрании, что им делать?

- Необходимости в утверждении нового тарифа собранием не будет, поскольку минимальный тариф будет носить обязательный характер. Соответственно, орган управления автоматически выставит счета по новому минимальному расчету.

Тариф может быть только выше минимального уровня, но не ниже.

P.S. Понятно, что перед депутатами поставлена задача не взорвать общество своими минимумами. И ради этого они готовы жертвовать теми же противопожарными мерами, мириться с крысами и тараканами в наших домах. Лишь бы сейчас не полыхнуло. А если вдруг потом пожары случатся, то это уже проблема следующего состава маслихата. Напомним, что глава государства пообещал не позднее конца года назвать дату проведения внеочередных выборов в парламент и маслихаты всех уровней.

Екатерина Тихонова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть