Езда на выживание
Проблемы общественного транспорта Алматы и агломерации - уже вечная тема. И если в городе они хоть как-то решаются, то до населенных пунктов за границей мегаполиса руки доходят не всегда. Понятно, что это вопрос приоритета и денег. По закону организация пассажирских перевозок по маршрутам в радиусе 50 километров от города - задача акимата Алматы. Видимо, ее все-таки придется решать, раз глава государства поручил повысить привлекательность общественного транспорта, связать пригородные маршруты с городскими.
Вводная
По информации акимата Алматы, населенные пункты Илийского, Талгарского, Карасайского и Енбекшиказахского районов окружающей мегаполис области соединяют с городом 22 регулярных маршрута. На линии выходит более 300 автобусов, многие - малой вместимости. Они короче привычных алматинцам 12-метровых и, естественно, могут взять меньше пассажиров. Поэтому их легко вычислить.
С другой стороны, 20 городских маршрутов захватывают и пригородную зону, но, понятно, заезжают только в поселки, которые вот-вот сольются с Алматы.
Обслуживают все эти маршруты городские и два областных (Каскеленский автопарк в Карасайском районе и ТОО “Bustrad” в Енбекшиказахском) перевозчика.
Это официально. Спросим у жителей, как дела обстоят в реальности.
Талгар и Есик
Акимат Алматы запустил несколько маршрутов по Кульджинской и Талгарской трассам в 2019 году. Это относительно благополучное направление, хотя и здесь есть свои “но”. О них не понаслышке знает преподаватель одного из алматинских вузов Жанна МЕНДЫБАЕВА, которая ездит на работу из Талгара:
- Мы были страшно рады, когда вместо маршруток между Алматы и Талгаром стали курсировать новенькие, зеленые и - в то время - чистые автобусы. Пользовалась я ими каждый день и долгое время оставалась преданным пассажиром. И все-таки вынуждена была пересесть на такси. Да, автобусы по-прежнему ездят регулярно, но они микроскопические, в салоне тесно, а теперь еще и грязно. Утром и вечером люди набиваются, проход между сиденьями очень узкий, а маршрут длинный, и получается: если тебе повезло и ты сел, люди буквально висят над тобой, при этом кто-то кашляет, кто-то чихает - вирусы никто не отменял. Некомфортно, одним словом... Теперь приходится на обочине ловить попутку. Тоже не самый лучший вариант.
Проезд в автобусе стоит 80 тенге по карте “Онай!”, в машине - 300-400 тенге с человека. Вылавливают их в Алматы в нескольких точках - возле парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев, Зеленого базара и на пересечении улиц Макатаева и Пушкина. Понимаю, что мешаем другим, но всем хочется домой.
Почему, запуская пригородные маршруты в восточном направлении, чиновники ориентируются на бывший автовокзал “Саяхат”, которого давно нет? Не проще ли собирать людей на узловых точках внутри города, например недалеко от вузов (из Талгара и обратно ездит много студентов), и выезжать по той же Восточной объездной дороге, чтобы не создавать заторы из машин и людей на “пятаках”? Все жители Талгара мечтают об электричке или БРТ, но почему бы не начать с того, чтобы выводить на рейс не маломерный, а большой автобус?
Илийский район
Поселков здесь очень много. В те, что ближе к Капшагайской трассе, доехать на автобусе из Алматы можно. В расположенные в стороне - нет. Мы поговорили с жителями поселков Караой и имени М. Туймебаева (это бывший поселок Ащибулак). Они хоть и находятся в одном районе, но в отдалении друг от друга. Однако проблемы здесь как под копирку. Раньше рейсовые автобусы курсировали, обслуживала маршруты частная компания, но во время карантина пассажиропоток иссяк и маршруты закрыли. Возобновлять их не спешат. Народ выкручивается, а точнее, выруливает.
Жители поселка М. Туймебаева стонут из-за пробок. Район активно застраивается: 10 лет назад на обочинах вдоль дороги простирались поля, сейчас - жилые массивы. Новой дороги нет. Как манны небесной здесь ждут открытия БАКАД (Большой Алматинской кольцевой автодороги). А пока ездят по проселочным, через оставшиеся поля на личных авто и попутках.
Из Караоя выбираются так: на такси до поселка Байсерке (обычно просят 200 тенге с человека и набирают полный салон), оттуда - на автобусе в город. То же самое, если нужно уехать в поселок Отеген Батыра (там расположен районный ЦОН). Неудобно, долго, утомительно; если каждый день, то еще и по деньгам накладно, но выхода у людей нет.
Все сходятся в одном: запустят автобусы - будем пользоваться. Это дешевле и удобнее. Но пока непонятно, есть ли такие планы...
Каскелен и Карасайский район
С запада в Алматы и обратно каждый день движется бесконечный поток людей. Только в Каскелене живет больше 100 тысяч человек, в районе - свыше 320 тысяч.
- Из Каскелена и прилегающих поселков в Алматы в общей сложности курсирует около десяти автобусов - обычные и минибасы, какие-то принадлежат городским автопаркам, какие-то курирует местный акимат. Транспорта не хватает, поэтому в час пик автобусы переполнены, - обрисовывает ситуацию житель Каскелена, создатель паблика kaskelen.kz Куаныш ШАХАНОВ. - В маленький автобус, салон которого рассчитан максимум на 18 сидячих мест, набивается по 30-35 человек. И такая набитая людьми машина едет по трассе. Это же небезопасно! Видимо, должна произойти трагедия, чтобы власти начали вкладывать в развитие пригородных перевозок...
Сейчас это прерогатива акимата Алматы. Считаю, это логично. Из области в город едут не просто жители прилегающих районов - недорогая рабочая сила. Мегаполис заинтересован в этих людях, и он должен позаботиться о том, чтобы утром они могли в нормальных условиях добраться до места работы, а вечером вернуться домой.
Сейчас этого нет. Многие жители Каскелена и района ловят попутки - водители берут по 200 тенге с человека, в небольших автобусах проезд стоит 400 тенге. Пассажиры доезжают до перекрестков улиц Саина и Райымбека или Толе би и Отеген батыра, а оттуда добираются до нужной точки на городском транспорте.
- Власти Алматинской области должны строить предприятия, открывать новые рабочие места, чтобы люди имели возможность зарабатывать на жизнь внутри района, - продолжает свою мысль Куаныш. - В какой-то степени нас спасает то, что Каскелен - единственный в Алматинской области город, в котором есть вуз - Университет им. Сулеймана Демиреля. Часть студентов там учится, не выезжая в Алматы. Но это тоже важный аспект. Казалось бы, вопросы транспорта напрямую не касаются Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения, но тем не менее они тоже могли бы повлиять на ситуацию.
В области - не только в Карасайском районе, но и в других - нужно открывать вузы. Тогда в Алматы будет ездить меньше студентов. Об этом говорят, но важно, чтобы слова воплотились в жизнь. Не забывайте, что часть потока - это школьники: родителей не устраивает качество образования в школах района, и дети каждый день на тех же попутках и маршрутках едут на учебу в Алматы. Если эту ситуацию исправить, то и пассажиров в автобусах станет меньше.
P.S. Мы спросили в акимате Алматы, собираются ли власти мегаполиса расширять сеть пригородных маршрутов, особенно после критики президента страны. Да, собираются, ответили нам: “Прорабатываются вопросы организации дополнительных маршрутов, охватывающих Алматинскую агломерацию. Направления и сроки реализации будут известны в начале 2023 года”. С конкретикой, как всегда, увы, беда…
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы