2977

Связанные одной цепочкой

Возникший дефицит медпрепаратов, предметов личной гигиены и других товаров будет снят в течение нескольких месяцев, не раньше

Связанные одной цепочкой

Вице-премьер - министр торговли и интеграции Серик ЖУМАНГАРИН заявил, что государство обяжет крупных производителей не только не повышать, но даже снижать цены на свои товары после того, как они начнут экономить на оплате электроэнергии.

Эту идею - уравнять тарифы для населения, юрлиц и бюджетных организаций - он продвигал еще будучи на посту председателя Агентства по защите и развитию конкуренции, которое возглавлял с сентября 2020 года.

Новую должность Жумангарин получил неделю назад, а в минувший четверг прибыл в Алматы для встречи с местными бизнесменами для сверки часов и мнений. Позже он поделился своими впечатлениями с журналистами и ответил на их вопросы.

Вице-премьер обозначил главную проблему, которую не удается решить на протяжении многих и многих лет, - укоротить донельзя цепочку посредников в доставке продукции от производителя до покупателя.

- И каким образом вы планируете сделать так, чтобы продукция от производителей шла сразу на прилавки? - подхватили горячую тему журналисты.

- Смысл товаропроводящей системы в том, чтобы фермер мог сам решить: либо ему сейчас продать товар, чтобы закрыть какие-то свои срочные расходы, займы и так далее, либо сохранить продукцию на какой-то период для того, чтобы завтра он мог ее продать подороже. И вот этого выбора у многих фермеров нет, - считает Жумангарин. - Фермер производит, ему негде хранить, какая-то часть продукции пропадает.

Соответственно, это потери, причем это экономические потери всего общества. Фермер вынужден подчиниться диктату того, кто покупает. Он должен вести себя как хозяин, а у него нет возможностей участвовать активно в этой товаропроводящей системе, он пассивен, - с сожалением развел он руками.

По его словам, в стране не хватает консолидаторов (как выяснилось чуть позже, так Жумангарин называет оптово-распределительные центры - ОРЦ) и овощехранилищ. Напомню, в июле этого года президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ раскритиковал работу Минторга, который тогда возглавлял Бахыт СУЛТАНОВ, за провальную работу по созданию национальной товаропроводящей системы с сетью ОРЦ стоимостью 237,5 млрд тенге. За это прежний министр торговли и интеграции и поплатился должностью (кстати, в конце июня на заседании правительства он попросил на создание этой сети выделить из бюджета более 54 млрд тенге, чтобы выполнить обязательства в рамках государственно-частного партнерства). Практически сразу после отставки Султанова в министерстве недолго думая признали проект с ОРЦ неэффективной тратой денег и отказались от строительства 24 оптово-распределительных центров.

И вот - новый поворот. Точнее - даже разворот:

- Мы приняли решение именно эти виды торговой инфраструктуры - консолидаторы - финансировать через “Дорожную карту бизнеса”. Мы переговорили с руководством области и города. Не позже следующего года профинансируем несколько объектов и поставим на ноги, чтобы они уже начали работу. Алматы и Алматинская область - это порядка 40 процентов внутренней торговли Казахстана. Кроме того, здесь же огромный рынок потребления.

- Весной Союз фермеров заявлял, что пилотный проект по фермерским рынкам, когда мясо поставлялось непосредственно от производителей на прилавки Нур-Султана, завершен, и он уже не финансируется акиматом. Сейчас оптовая стоимость свежей говядины - от 2500 тысяч тенге, но на прилавках она уже за 4000 тенге. То есть проблема не в том, что хранить негде продукцию, а в том, что именно у посредников высокая маржа. А у фермеров нет своей логистики, - парировали журналисты.

- И здесь тоже фермер находится в пассивной ситуации. Он не решает. Во-первых, у него огромное количество посредников, нет доступа на рынки, - согласился Жумангарин, но затем пошел в другую сторону от вопроса: - Во-вторых, постоянно стоят запреты на экспорт. Но на последнем заседании межведомственной комиссии мы разрешили продать за границу 60 тысяч бычков и порядка 120 тысяч овец. Это капля в море, но тем не менее это выход. Потому что цена на экспорте гораз­до выше.

- И все же, как именно вы будете отрезать непродуктивных посредников от цепочки поставки? - пытались добиться нужного ответа мои коллеги.

- Нам надо ставить свои мясоперерабатывающие мощности, привлекать сюда международные компании с высоким уровнем развития, делать переработку, выходить на экспорт, - вновь завернул на внешнюю составляющую вице-премьер.

Стало ясно, что другого министр торговли не скажет. Журналисты решили попытать счастья в других темах.

- В Казахстане с прилавков начинает исчезать импортная продукция. Уже появляется дефицит медпрепаратов, предметов личной гигиены и товаров для животных. Торговцы объясняют это тем, что нарушены цепочки поставок в страну из-за геополитической ситуации в мире. Можете оценить текущий уровень дефицита импортной продукции? Когда эта проблема решится в Казахстане?

- Мировая система торговли основана на дистрибьюции. В большинстве стран превалирует так называемый региональный принцип разделения прав. То есть назначается дистрибьюция, и дистрибьютор занимается поставками. И действительно, ряд дистрибьюторов у нас зависел от производителя продукции, который находится в странах, где сейчас есть определенные проблемы. Поэтому компании, которые поставляют эту продукцию, сейчас пересматривают логистические цепочки.

- Планирует ли государство принять какие-то меры для того, чтобы казахстанцы не остались без этих продуктов? Например, товары личной гигиены мы не производим. Ну разве что туалетную бумагу…

- Естественно. У нас есть своя программа импортозамещения, достаточно серьезная, практически по всем аспектам производства. С другой стороны, эта программа экспортоориентированная. Мы оказываем импортерам помощь в логистике товаров, разрабатываем альтернативные маршруты. Эта проблема не затянется на большой срок. Никому не хочется терять рынки. Для переориентации Казахстана на производителей продукции, которые находятся в других странах, понадобится несколько месяцев.

- Когда вы были председателем Агентства по защите и развитию конкуренции, вы добивались отмены дифференциации тарифов на электроэнергию для населения, юрлиц и бюджетных организаций. Тогда вы говорили о мультипликативном эффекте, который скажется на конечном потребителе. Теперь вы, как министр торговли, поясните: если МСБ как юрлица станут экономить на оплате электроэнергии, снизятся ли цены на товары?

- Да, - категорично пообещал Жумангарин. - Если прочие факторы (отражающиеся на цене товара. - Е. Т.) не будут расти, то мы будем требовать от крупных производителей как минимум не повышать цены либо их снижать либо повысить заработную плату сотрудникам предприятия. Вот когда я выступал в Костанае, там предприятие, которое производит яичную продукцию, привело расчеты. “Если вы сделаете, как говорите, я снижу цену на свою продукцию”, - заявил мне тогда бизнесмен.

- Но есть же другие факторы, которые влияют на цены, помимо коммуналки…

- Другие факторы мы тоже решаем.

- В среду, 7 сентября, премьер-министр Алихан СМАИЛОВ заслушал ваш доклад по вопросам сдерживания роста цен на социально значимые продукты питания. Ваше ведомство провело анализ и составило рейтинг акиматов в части эффективности работы по сдерживанию цен. В этом рейтинге последние места занимают Туркестанская и Западно-Казахстанская области. В ответ на это акимат ЗКО заявил о том, что рейтинг выводился исходя из количества проведенных заседаний комиссий, а не на основе цен в регионах. Как вы это прокомментируете?

- Ну, знаете… Во-первых, никакого рейтинга не было как такового. Мы сказали, что он достаточно формализован. Мы не собираемся этот рейтинг как-то закреплять, но он позволяет оценивать работу. У нас цены растут не в форматах сети, а в магазинах у дома и на базарах. Президент сказал проверить их, создать комиссии по мониторингу товаропроизводящей цепочки по непродуктивным посредникам. Если аким этого не делает, эту работу не проводит, то ему не надо обижаться на то, что мы именно этот показатель отмечаем как недостаток его работы, - не полез за словом в карман Жумангарин.

- Во вторник вы заявили, что отечественным заводам помогут закупить трехмесячный объем бразильского тростникового сахара. Это остановит рост цен. То есть сахар будет выходить с завода не дороже 460 тенге за килограмм. Речь идет о порядка 50 млрд тенге. У нас четыре завода, которые могут производить 700 тысяч тонн сахара, причем не из свеклы, а из сахарного тростника. Получается, производство сахарной свеклы больше не будете субсидировать?

- То, что мы сейчас делаем, - это срочная мера. Надо обеспечить свои заводы сырьем, для того чтобы у нас был сахар и мы ни от кого не зависели. А план мероприятий по развитию сахарной отрасли принят, и он уже начал действовать. Расширение земель, увеличение площади посева сахарной свеклы, строительство новых заводов и так далее.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть