6349

Нужна ли ученикам униформа?

Столичные школьники в следующем учебном году должны носить темно-синюю форму - это дресс-код, официально принятый местными властями. Нур-Султан задал тренд. Не сомневаюсь, найдутся регионы, которые последуют этому примеру, и уже до конца лета решат, как именно должны выглядеть наши дети. За два года расслабились: во время карантина разрешали носить классическую одежду - тут хотя бы был разброс по цветам и фасонам. Теперь этого, скорее всего, не будет.

Нужна ли ученикам униформа?

В начале июня в Министерстве просвещения рассказали, что в приказ о требованиях к обязательной школьной форме внесли изменения. Теперь “областное управление, а также отделы образования городов и районов могут рекомендовать единый цвет школьной формы на административной территории”. Но, конечно, решать они это будут не единолично, а только посоветовавшись с родительской общественностью, точнее - с попечительскими советами школ. Верится с трудом. И все-таки нужна ли единая школьная форма, мы еще раз выслушали аргументы ее сторонников и противников.

За

Дайана ЖАКСЫБЕКОВА, учитель начальных классов:

- Каждый ребенок индивидуален, и у каждого есть свои предпочтения, нужно их учитывать. Эти слова мы часто слышим, когда встает воп­рос: нужна ли школьная форма? Мой ответ - да. И вот почему.

Что такое школьная форма? Повседневная одежда учащихся. Она дисциплинирует, делает внешний вид более аккуратным, настраивает на рабочий лад. В конце концов, это один из важных компонентов в школьной жизни каждого ребенка. Да, одежда украшает, дает какое-то представление о нас, выражает наши вкусы. Но не нужно думать: если мы оденем детей в форму, то загоним их в рамки и не дадим самовыражаться. Вовсе нет. Что значит самовыражаться? Проявлять свою индивидуальность через какую-то деятельность и раскрывать свой внутренний потенциал через личные интересы.

У меня есть опыт работы с детьми, которые носят школьную форму, и с теми, кто одет свободно. Могу вам сказать, разница есть. Дети отвлекаются на детали в одежде - разноцветный принт, яркие аксессуары, необычный дизайн. У них начинается своего рода соревнование: кто что наденет. В итоге появляются группы учащихся, родители которых могут позволить себе больше, дороже, красивее. Они покупают ребенку что-то такое, чего нет у других.

И опять я слышу возражения: “В этом нет ничего плохого. Это и есть индивидуальное проявление личности”. Но на самом деле возникает проблема, которая влияет на отношения в коллективе. Я сужу по собственному опыту. Форма совершенно не лишает индивидуальности учащегося. Она придает общий визуальный аккуратный вид, который представляет ученика и выделяет его среди учащихся других школ.

Так мы развиваем ребенка умственно, физически, нравственно и прививаем эстетический вкус, но никак не лишаем индивидуальности. Я думаю, всем приятно видеть сотрудников банка, аккуратно одетых в едином стиле. Таких примеров множество. Конечно, важен и внешний образ учителя, он ведь служит примером для учеников.

Поэтому форма нужна: она может отличаться в разных школах эмблемами, цветом, стилем... Но она должна быть. Хотя для разнообразия можно внедрить свободные пятницы и разрешить приходить в школу в той одежде, которая нравится. Пусть это ознаменовывает конец рабочей недели.

Против

Зарина ДЖУМАГУЛОВА, руководитель Центра детской безопасности “Ангел”:

- Нужна ли самим детям единая школьная форма? Уверена, что нет. Я мама двух школьников и вынуждена признать: наша система образования находится на таком плачевном уровне, что школьная форма - последнее, на чем стоило бы заострять внимание. Почему в университетах не требуется форма, а в школах она необходима? Зачем одевать детей одинаково? Зачем им эти пиджаки и заутюженные плиссе и стрелки на брюках, когда ребята бегают, прыгают, валяются и ежедневно пачкаются? Даже если форма трикотажная и не строгих линий - это униформа. Ее необходимо покупать дополнительно к ежедневному гардеробу. Некоторым приходится делать это несколько раз за год, потому что дети форму теряют и рвут.

Унифицированная одежда для учеников нужна больше учителям и школьной администрации. Во-первых, они сами ее носили, им так привычнее. Во-вторых, это проявление порядка и уважения. В-третьих, когда весь класс/школа в одинаковом - это не Лейла, Дамир, Виктор, а ученический контингент, 5 “А”, 7 “Б”, 8 “В” - конвейер! Здесь выделяться не принято, только по учебе. Опять же для удобства учителей. Чтобы видеть в каждом ребенке индивидуальность, нужно самому быть яркой, неповторимой личностью. По сути, только такие люди и должны работать учителями.

Что же остается делать, если педагоги и руководители школ не привыкли к творческим, нестандартным решениям? Не видят в детях их уникальные проявления? Сами боятся выделиться и сказать, что думают на самом деле? Ответ очевиден - сделать учеников такими же. Но дети чувствуют любую фальшь.

Казахстан в лидерах по детским и подростковым суицидам. Год за годом мы теряем детей, но не готовы поступиться своим удобством и перестать одевать всех одинаково: белый верх, темный низ. Твердить, что школа - это серьезное место, здесь получают знания, а не всякой ерундой занимаются. На самом деле школа - это и есть жизнь, во всяком случае, огромная ее часть. И далеко не всем в этой жизни необходим строгий стиль.

Кто-то может сказать, что одинаковость в одежде снижает буллинг. Нужно понимать, что эти проблемы не решаются унификацией внешнего вида. Гнобить одноклассника можно за что угодно, если рядом нет взрослого, способного прекратить и перенаправить негативные проявления. Мы с экспертами антибуллинг-сообщества сталкиваемся с такими историями постоянно и видим, что среди современных способов привлечения внимания, самоутверждения, выплеска эмоций (зачастую угрожающими жизни способами) возможность самовыражения через внешний вид - самый безобидный и безопасный способ проявить себя во внешней среде.

Мое глубокое убеждение, что в уникальности каждого состоит сила всей группы. Способность видеть и признавать неповторимость свою и других, принимать друг друга такими, какие мы есть во всем нашем многообразии, дает возможность свободно реализовываться во взрослой жизни. А школьная форма пусть будет прерогативой тех учебных заведений, где эстетично выглядеть принципиально важно, и куда дети сами стремятся попасть и готовы следовать традициям.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть